Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 938-90-13 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 467-82-01 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 162, бесплатно)

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

Когда нужно сдавать уточненную декларацию

Итак, подать в налоговый орган уточненную декларацию налогоплательщик должен в том случае, если обнаружит в ранее представленной декларации факты неотражения сведений, неполноту отражения сведений, ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Допустим, налогоплательщик самостоятельно выявил в сданной в налоговый орган декларации недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Тогда он имеет право внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить уточненную декларацию. В такой ситуации уточненная налоговая декларация, представленная после истечения срока, установленного Кодексом для подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Посмотрим, когда (относительно срока сдачи отчетности, установленного в Налоговом кодексе) уточненная налоговая декларация считается представленной в налоговый орган и какие меры налоговой ответственности предусмотрены в Налоговом кодексе (см. таблицу).

Специальные положения по представлению уточненных деклараций по налогу на прибыль определены в Приказе Минфина России от 07.02.2006 N 24н “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения” (в ред. Приказа Минфина России от 09.01.2007 N 1н). Так, на титульном листе в графе “Вид документа” налогоплательщик указывает:

  • 1 – для первичного документа;
  • 3 – для корректирующего документа.

Таким образом, при представлении в налоговый орган уточненной декларации в графе “Вид документа” приводится показатель 3 – корректирующий вид, а через дробь – номер корректировки декларации (например, 3/1, 3/2, 3/3).

Как уже отмечалось, уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.

Если период совершения ошибок (искажений) определить невозможно, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения).

В случае выявления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрагивающих разные отчетные (налоговые) периоды, налогоплательщик обязан представить уточненную налоговую декларацию за каждый отчетный (налоговый) период. Уточнению подлежат декларации за все отчетные периоды внутри налогового периода начиная с месяца (квартала), к которому относятся выявленные ошибки. Ведь с этим связана и корректировка сумм ежемесячных авансовых платежей по соответствующим срокам уплаты.

Пример. В сентябре 2007 г. ОАО “Альфа” обнаружило, что в декларации за I квартал 2007 г. неправильно отражены доходы от реализации. В результате неполного отражения операций по реализации у организации по итогам I квартала текущего года возникла недоимка по налогу на прибыль. Отчетные периоды для организации – I квартал, полугодие и 9 месяцев.

В данном случае необходимо исправить все промежуточные расчеты начиная с I квартала 2007 г. (за I квартал и полугодие 2007 г.). Кроме того, налогоплательщик должен исчислить и уплатить пени. Такой перерасчет с месяца (квартала), в котором допущена ошибка, связан еще и с уточнением сумм ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате в течение каждого квартала.

С 2007 г. на основании п. 10 ст. 89 НК РФ налоговые органы имеют право проводить повторные выездные проверки, если налогоплательщик представит уточненную декларацию на уменьшение (возврат) налога на прибыль. Возможно ли в связи с этим применение штрафных санкций, если в результате повторной выездной проверки будут выявлены ошибки в представленной уточненной декларации на уменьшение (возврат) налога?

Минфин России в Письме от 07.11.2006 N 03-02-07/1-308 разъяснил, что штрафные санкции возможны, когда необнаружение факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. В момент проведения первоначальной выездной проверки уточненной налоговой декларации не существовало, а значит, и применять правила п. 10 ст. 89 НК РФ некорректно.

Налоговый агент, обнаружив в поданном в налоговый орган расчете факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога на прибыль, подлежащего перечислению, обязан внести изменения и представить уточненный расчет. На титульном листе (листе 01) уточненного расчета производится отметка по реквизиту “По месту нахождения налогового агента”.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Рекомендуем налогоплательщикам уточненную декларацию по налогу на прибыль направлять в налоговый орган с сопроводительным письмом, в котором кратко изложить причины ее подачи и указать отклонения в показателях по сравнению с предыдущей. Это позволит решить вопросы, возникающие у налогового органа на этапе камеральной проверки.

Способы сдачи уточненной налоговой декларации

Уточненную декларацию можно сдать в налоговую инспекцию теми же способами, что и первичную. Никаких исключений для уточненных деклараций пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ не содержит.

Согласно ст.88 НК РФ инспекция имеет право потребовать получения дополнительной информации. Согласно данному правилу сдавать уточненку нужно совместно с сопроводительным письмом, в котором следует указать причины внесения изменений в отчетность.

Конкретной утвержденной формы такого документа не существует. Его можно составить в произвольном оформлении. Важным нюансом является то, что в письме должно присутствовать объяснение причин пересчета налогов, а также отмечено не затрагивают ли указанные изменения прочие обязательства по налогам.

Если в результате пересчета обнаружится, что фирме следует доплатить налог, следует приложить к письму копии платежных документов. Форма сопроводительного письма – произвольная. Укажите в нем вид налога, по которому предоставляется декларация, и период, за который уточняются сведения. Поясните, в связи с чем подается уточненная декларация, и какие сведения в ней скорректированы.

Подача уточненных отчетностей производится по мере обнаружения ошибок. Определенных сроков, установленных законом в данном случае нет (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

Организация не может привлекаться к ответственности в следующих случаях:

  1. Документ представлен в рамках срока подачи (п. 2 ст. 81 НК РФ).
  2. Документ представлен позже установленной даты, но до окончания срока уплаты налога. Согласно пункту 3 статьи 81 НК РФ, если уточненка была сдана до письменного уведомления со стороны инспекции о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок, то штрафных санкций не стоит опасаться.
  3. Документ представлен после истечения сроков подачи отчетности и уплаты налогов. В указанной ситуации штрафных санкций не будет если уточненку сдали до письменного уведомления со стороны инспекции о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок, а также если по результатам проверки не было найдено ошибок в отчетности (пункт 4 статьи 81 НК РФ).

Нет, такого происходить не должно ввиду отсутствия оснований. Когда ошибка обнаруживается организацией самостоятельно и вовремя принимаются меры по решению возникшей ситуации, то ответственность для нее не предусматривается. Оплата налога и сдача уточненки допустима в один день.

Так как задолженность образовалась в день подачи, то указанная дата должна отражаться в лицевом счете фирмы как день возникновения недоимки. Более подробно об этом сказано в разделе VI Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9).

Обязанность по уплате налога будет признана исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет необходимой суммы. Об этом сказано в подп. 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, при наличии оплаченной платежки датированной днем принятия уточненной декларации, оснований для наказания нет, так как задолженность уже погашена. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. № Ф04-2581/2007 отражены примеры правомерности описанного выше факта.

к меню ↑

Стоит отметить, что даже в случае истечения трехлетнего срока с момента нахождения ошибки, подача декларации может привести к выездной проверке со стороны налогового органа. Указанный факт отражен в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Да, такое возможно. В случае, когда декларация сдана до момента окончания камеральной проверки первичной отчетности, налоговая обязана начать новую проверку на основании уточненки. Это отражено в пункте 9.1 статьи 88 Налогового кодекса России.

В пунктах 3 и 4 статьи 81 НК РФ отмечено то, что организация может освобождаться от ответственности если отчетность подана до получения информации об обнаружении ошибки инспекцией или назначении выездной проверки.

В ситуации, когда в процессе камеральной проверки обнаруживается ошибка в налоговой декларации, инспекция должна дать организации возможность для исправления или дачи определенных пояснений согласно п. 3 ст. 88 НК РФ

Стоит заметить, что требование об исправлении данных, которые отражены в отчетности должно носить официальный характер (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. № Ф04-7572/2004(5772-А27-3), Московского округа от 23 января 2006 г. № КА-А40/13941-05, Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. № А26-1859/2005-210 и Уральского округа от 16 июня 2005 г. № Ф09-2464/05-С2).

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

До момента получения организацией вышеназванного документа ошибка не будет признана обнаруженной. Соответственно и представление уточненки может производиться после начала камеральной проверки. Согласно НК РФ число поданных уточненных деклараций в течение одного налогового периода не ограничено.

Случаи, когда фирма освобождается от ответственности (Согласно пунктам 3 и 4 статьи 81 Кодекса):

  1. Уточненка представлена после того как срок уплаты налога истек, но организация уплатила необходимую недостающую сумму налога и пени.
  2. Декларация была представлена до того как истек срок уплаты налога.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

к меню ↑

Да, это обязательно. Пусть даже проверка первички была прекращена в результате подачи уточненной. Если указанное требование не будет исполнено, то согласно 126 статьи Налогового кодекса организация получит штраф. Более подробно читайте в определении от 12 апреля 2016 г. № 306-КГ16-2522.

Если уточненная налоговая декларация год будет подана после того как пройдет 3 месяца, а именно это время отводится на камеральную проверку, то организацию ожидает привлечение к ответственности. Информация по данному вопросу подробно отражена в пунктах 2 и 9.1 статьи 88 НК России. Также рекомендуем ознакомиться с таким документом – постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2012 г. № Ф09-8834/11).

Предлагаем ознакомиться:  Договор подряда с физ лицом налоги

к меню ↑

Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности за не подачу уточненки

В своих письмах Минфин заостряет внимание еще на одном моменте, касающемся применения положений п. 1 ст. 54 НК РФ, а именно на трехлетнем сроке, в течение которого можно скорректировать налоговую базу.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, считает Минфин, выявленные в результате получения первичных документов в текущем отчетном (налоговом) периоде расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, могут быть учтены в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных ст. 54 НК РФ с учетом положений ст. 78 НК РФ (см. письма от 04.04.2017 № 03-03-06/1/19798, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 27.06.2016 № 03-03-06/1/37152, от 13.04.2016 № 03-03-06/2/21034).

Итак, финансовое ведомство придерживается мнения, что исправить в текущем периоде можно ошибку, «возраст» которой не превышает трех лет. Однако в арбитражной практике есть примеры, когда судьи с таким подходом не соглашаются.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 20.07.2015 № Ф04-21208/2015 по делу № А81-4348/2014 судьи, формулируя вывод о правомерном включении налогоплательщиком в состав расходов за 2010 год амортизационной премии по основным средствам, введенным в эксплуатацию в декабре 2005 года, исходили из следующего:

  • положения абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ предоставляют налогоплательщику право корректировать налоговую базу в том периоде, в котором обнаружены ошибки, даже если такие ошибки допущены в предшествующих периодах, но при условии, что они привели к излишней уплате налога;

  • указанная норма права устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, в том числе право на учет переплаты, образовавшейся вследствие неотражения в более раннем периоде спорных расходов, и освобождает от необходимости представления уточненной налоговой декларации по соответствующему налогу при выявлении указанных выше ошибок;

  • в ст. 54 НК РФ не закреплены сроки давности для возможности исправления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы;

  • абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ не устанавливает ограничений учета налоговой выгоды в зависимости от периода ее возникновения и не содержит прямого указания на то, что положения названной статьи применяются в совокупности с положениями ст. 78 НК РФ и, в частности, с учетом правила об ограничительном трехлетнем сроке зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов.

Сославшись на правовую позицию Президиума ВАС, изложенную в Постановлении от 25.02.2009 № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что при исчислении срока необходимо учитывать не только дату корректировки налогового обязательства, но и иные обстоятельства. Принимая во внимание обстоятельства данного конкретного спора, они отклонили доводы ИФНС о невозможности уменьшения текущих платежей на ранее излишне уплаченный налог в связи с истечением трехлетнего срока, установленного ст. 78 НК РФ.

Итак, в случае если ошибка, повлекшая переплату по налогу на прибыль, возникла более трех лет назад, организация может исправить ее в текущем налоговом периоде, однако свою правоту ей придется доказывать в суде.

* * *

Итак, выявленную в текущем периоде ошибку, которая была допущена в прошедшие периоды, можно исправить только путем подачи уточненной декларации по налогу на прибыль в случаях, когда:

  • ошибка привела к занижению налога, исчисленного к уплате по декларации;

  • ошибка в расчете налоговой базы допущена в «нулевой» декларации или декларации, в которой заявлен убыток;

  • ошибка привела к занижению расходов, а в текущем периоде был получен убыток.

Исправить в текущем периоде ошибки, относящиеся к прошлым периодам, можно при соблюдении следующих условий:

  • если ошибки привели к излишней уплате налога в прошедшем периоде (были завышены доходы или занижены расходы; в «ошибочной» декларации налог к уплате не равен нулю);

  • если со дня уплаты налога по «ошибочной» декларации до даты подачи декларации за текущий период не прошло трех лет.

Согласно п. 7.3 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утв. Приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@, корректировка налоговой базы при реализации налогоплательщиком права перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, отражается по строкам 400 приложения 2 к листу 02.

По строкам 401 – 403 приводится расшифровка показателя строки 400 по прошлым налоговым периодам, к которым относятся выявленные ошибки (искажения).

В строки 400 – 403 не включаются суммы доходов и убытков прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде и отраженные по строке 101 приложения 1 к листу 02 и по строке 301 приложения 2 к листу 02 декларации.

Момент представления
уточненной налоговой
декларации
в налоговый орган
 Норма Налогового 
кодекса
 Ответственность 
в соответствии
с Налоговым кодексом
До истечения срока 
подачи налоговой
декларации
Декларация считается 
представленной в день
подачи уточненной
декларации (п. 2
ст. 81)
Не предусмотрена 
По истечении срока, 
установленного для
подачи декларации
Уточненная налоговая 
декларация
представлена, так как
в ранее сданной
декларации выявлены
недостоверные
сведения и ошибки, не
приводящие
к занижению суммы
налога, подлежащей
уплате (п. 1 ст. 81)
Декларация 
не считается
представленной
с нарушением срока
По истечении срока 
подачи налоговой
декларации, но до
истечения срока
уплаты налога
Уточненная налоговая 
декларация была
представлена до
момента, когда
налогоплательщик
узнал об обнаружении
налоговым органом
факта неотражения или
неполноты отражения
сведений в налоговой
декларации, а также
ошибок, приводящих к
занижению подлежащей
уплате суммы налога,
либо о назначении
выездной налоговой
проверки (п. 3 ст. 81)
Налогоплательщик 
освобождается от
ответственности
(в иных случаях - не
освобождается)
По истечении срока 
подачи налоговой
декларации и по
истечении срока
уплаты налога
Уточненная налоговая 
декларация
представлена до
момента, когда
налогоплательщик
узнал об обнаружении
налоговым органом
неотражения или
неполноты отражения
сведений в налоговой
декларации, а также
ошибок, приводящих
к занижению подлежащей
уплате суммы налога,
либо о назначении
выездной налоговой
проверки по данному
налогу за данный
период (п. 4 ст. 81)
Налогоплательщик 
освобождается
от ответственности
при условии, что до
представления
уточненной налоговой
декларации он
уплатил недостающую
сумму налога и
соответствующие ей
пени (в иных случаях
- не освобождается)
Уточненная налоговая 
декларация
представляется после
проведения выездной
налоговой проверки
за соответствующий
налоговый период (п. 4
ст. 81)
Налогоплательщик 
освобождается от
ответственности,
если по результатам
проверки не были
обнаружены факты
неотражения или
неполноты отражения
сведений в налоговой
декларации, а также
ошибки, приводящие к
занижению подлежащей
уплате суммы налога

Уточненную налоговую декларацию налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту его учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) сдается в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения.

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

С 2007 г. специальные правила введены для налоговых агентов. Напомним, что таковыми признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Причем налоговые агенты в общих случаях имеют те же права, что и налогоплательщики.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Если налоговый агент в расчете, представленном в налоговый орган, выявит факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в аналогичном порядке.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только о тех налогоплательщиках, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Нормы п. п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ, предусматривающие освобождение от ответственности, применяются и в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

Рассчитываются пени по формуле 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день. Об этом говорится в статье 75 НК РФ).

Стоит отметить, что в период просрочки не стоит включать день уплаты налога.

Фирма, зарегистрированная в Московской области. Обнаружено занижение налоговой базы в декларации по транспортному налогу (в апреле 2016 года). Возникла недоплата в сумме 11 500 рублей. Недоимка была перечислена в бюджет 24 апреля 2016 года. Тогда же и передана уточненная налоговая декларация.

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

Так как крайний день уплаты транспортного налога за предыдущий год – 28.03.2016г., о чем сказано в п. 1 ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то продолжительность просрочки = 26 дней (с 29 марта по 23 апреля).

В период просрочки действующая ставка рефинансирования составляла 11%. Продолжительность просрочки – 26 дней (с 29 марта по 23 апреля).

Рассчитываем сумму пеней:11 500 рублей * 1/300 * 11% * 26 дней = 110 рублей

https://www.youtube.com/watch?v=upload

к меню ↑

Нет, эти суммы должны перечисляться отдельными платежными документами. Объясняется это тем, что для налоговых платежей, пеней и штрафов предназначены разные КБК (коды бюджетной классификации).

Прием уточненных деклараций

В случае, когда порядок оформления или представления документа был нарушен, инспекция вправе отказать в его приеме.

Существует несколько причин, при наличии которых налоговая инспекция может дать отказ в приеме декларации:

  1. В отчетности нет печати, а также подписи руководителя или уполномоченного лица. Если имеет место электронная подпись, то ее отсутствие также является ошибкой.
  2. Отчетность предоставляется по форме, не установленной законодательством РФ.
  3. Нет документов, которые могут подтвердить полномочия представителя фирмы на сдачу отчетности.
  4. Декларация представлена в инспекцию, которая не занимается приемом указанного типа отчетности.
  5. Данные владельца квалифицированного ключа проверки электронной подписи не соответствуют данным руководителя организации или же его уполномоченного представителя.

Если один или несколько пунктов из данного списка имеет место, то уполномоченный орган имеет абсолютное право не принимать уточненную декларацию.

Если нарушений нет, но инспекция все-таки отклонила уточненку, рекомендуется направить ее по почте.

Законные представители налогоплательщиков вправе подавать декларации без доверенности. К ним относятся руководители фирмы или управляющие. Другие представители организации должны иметь доверенность, подтверждающую их полномочия.

Предлагаем ознакомиться:  Как приватизировать служебное жилье

Исправляем ошибки, приведшие к переплате налога

Вопрос представления уточненных деклараций по налогу на прибыль в случае выявления ошибок в исчислении налоговой базы достаточно интересен и непрост. Если проанализировать нормы гл. 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ, то и в ст. 250 “Внереализационные доходы”, и в ст. 265 “Внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам” мы увидим положения о том, что доходы (расходы, убытки) прошлых налоговых периодов включаются в налоговую базу текущего периода.

Подобные ситуации весьма распространены. Например, организация в апреле 2007 г. получает счет за услуги связи за ноябрь 2006 г., датированный декабрем 2006 г. Казалось бы, почему не учесть данную сумму в момент получения документа – в апреле 2007 г. на основании ст. 265 НК РФ. Однако следует отметить, что основой для принятия решения о моменте отражения указанных операций в регистрах налогового учета является дата составления подтверждающего документа. Поэтому в рассматриваемой ситуации указанный расход по услугам связи организация обязана признать в декабре 2006 г.

Дело в том, что нормы ст. ст. 250 и 265 НК РФ нужно применять с учетом положений части первой Налогового кодекса. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Поэтому ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым периодам и выявленные в текущем налоговом (отчетном) периоде, приводят к необходимости перерасчета налоговой базы за предыдущие налоговые (отчетные) периоды и представления в налоговые органы уточненной декларации по налогу на прибыль организаций.

В приведенном примере организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2006 г. и учесть указанные расходы на услуги связи. Эта декларация является декларацией не “к доплате”, а “к уменьшению”, и организация может решить, что подача декларации – право, а не обязанность. В этом случае вполне резонно возникнет вопрос об обоснованности признания в 2007 г.

Аналогичная ситуация, когда организация решит уточнить суммы налогов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (налог на имущество, земельный налог, единый социальный налог).

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

В п. п. 4, 19 и 33 ст. 270 Кодекса определено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде:

  • суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • сумм налогов, предъявленных в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом;
  • сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов). Об этом говорится в ст. 272 НК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Если налогоплательщик уточняет, например, сумму налога на имущество за 2006 г., корректировка влечет изменение величины налоговой базы по налогу на прибыль. В подобной ситуации с учетом положений ст. 54 НК РФ нужно представить в налоговый орган не только уточненную декларацию по налогу на имущество, но и уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2006 г.

В Налоговом кодексе порядку исправления ошибок, допущенных при расчете налога, посвящены всего две статьи. Первая из них (статья 54 НК РФ), регулирует порядок корректировки налоговой базы. Вторая (статья 81 НК РФ) содержит правила представления уточненных деклараций.

Итак, в чем же заключаются общие правила? Они достаточно просты: если известен период искажения налоговой базы, то изменения нужно вносить именно в этом периоде. Ну, а если период неизвестен, то исправления вносятся текущей датой. Из этого правила есть всего одно исключение: если ошибка привела к излишней уплате налога, исправления тоже можно внести текущей датой.

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

Порядок представления уточненной декларации также зависит от последствий ошибки. Если она привела к недоплате налога, то «уточненка» обязательна. Если же налог из-за ошибки был переплачен, то подача «уточненки» — это право, а не обязанность налогоплательщика.

Из сказанного следует, что ошибки «в пользу бюджета» налогоплательщик может по своему выбору исправить двумя способами: либо подав уточненную декларацию, либо скорректировав обязательства текущего периода. Обратите внимание на важный нюанс: исправлять ошибки в текущем периоде и соответственно не подавать уточненную декларацию можно только если в результате искажения налог в большем размере был фактически уплачен в бюджет.

А значит, если в периоде ошибки организация налог не уплачивала (например, если доходы были меньше или равны расходам), то права на использование «льготного» порядка у налогоплательщика уже нет. И придется подавать «уточненную» декларацию, даже если происходит уменьшение доходов или увеличение расходов (письмо Минфина России от 24.03.17 № 03-03-06/1/17177).

* * *

Самые неприятные — те ошибки, которые грозят штрафами и пенямип. 1 ст. 122, ст. 75 НК РФ. И именно поэтому важно исправлять их правильно. В Налоговом кодексе четко прописано, при каких условиях организация освобождается от ответственности за совершение ошибки, повлекшей занижение рассчитанных налоговпп. 2—4 ст. 81 НК РФ.

По общему правилу ошибки, приведшие к занижению суммы налога в декларации, надо исправлять тем периодом, в котором они допущены. Это значит, что за эти периоды придется сдать в инспекцию уточненные декларациип. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ.

Учтите, что срока для представления уточненной декларации нет. Значит, вы можете представить ее в налоговую инспекцию в любое время после обнаружения ошибки. Однако если вы не подадите уточненку, то и ошибку не исправите.

Можно не исправлять ошибки за период, который уже не может быть охвачен выездной налоговой проверкой. Налоговая инспекция все равно не сможет вас оштрафовать, начислить пени и взыскать недоимку, так как не имеет права проверять этот периодп. 4 ст. 89 НК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

1пп. 2, 3 ст. 81 НК РФ;2п. 5 ст. 81, подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ

Уточненная декларация заполняется по форме, действовавшей в период совершения ошибкип. 5 ст. 81 НК РФ. Аналогичные правила исправления ошибок, занизивших сумму налога (взноса), установлены для налоговых агентов и плательщиков страховых взносовп. 6 ст. 81 НК РФ; ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…».

Если вы подадите уточненку, но не заплатите недоимку и пени, то инспекция все равно cможет оштрафовать васп. 4 ст. 81, ст. 122 НК РФ.

Если невозможно определить период совершения ошибки, то перерасчет налоговой базы и суммы налога надо делать в текущем периоде — в том, когда вы обнаружили ошибкуп. 1 ст. 54 НК РФ. Но такие ошибки — большая редкость.

Если же вы допустили ошибку при расчете авансового платежа по налогу, который надо заплатить по итогам отчетного периода без представления расчета (например, авансы по налогу при УСНО, транспортному или земельному налогамп. 2 ст. 346.19, п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23, п. 2 ст. 360, п. 2.1 ст. 362, п. 1 ст. 363.1, п. 2 ст. 393, п. 6 ст. 396, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 398 НК РФ), то вам нужно доплатить сумму недоимки как можно скорее — так вы снизите сумму пени.

А в декларации, подаваемой по итогам года, вам надо указать правильно исчисленные суммы налога и авансовых платежей. Тогда инспекция вас не оштрафует.

Начнем с того, что ошибки, которые привели к переплате налога, можно вообще не исправлятьп. 1 ст. 81 НК РФ: в этом заинтересована исключительно ваша организация, а никак не бюджет и налоговая служба.

Но терять деньги фирмы, одаривая бюджет, конечно же, не хочется. Поэтому подробно рассмотрим, как нужно исправлять такие ошибки.

Как вы помните, начиная с 1 января 2010 г. ошибки, которые привели к переплате налога, можно исправлять текущим периодом — без представления уточненкист. 54 НК РФ. Сначала не все бухгалтеры (да и не все налоговики) были уверены в том, что это правда. Бытовало мнение, что изменения, внесенные в ст. 54 НК РФ, лишь уточняют и так действовавшее правило, поскольку относятся только к исправлению ошибок, по которым невозможно установить срок их совершения (подробнее об этом см. в , 2010, № 3, с. 37).

Но теперь уже ясно (и это подтверждено массой Писем МинфинаПисьма Минфина России от 12.01.2010 № 03-02-07/1-9, от 12.05.2010 № 03-03-06/1/322, от 29.03.2010 № 03-02-07/1-131, от 05.05.2010 № 03-02-07/1-216, от 05.05.2010 № 03-07-06/86, от 05.05.2010 № 03-07-06/85, от 05.05.2010 № 03-07-06/84), что изменения в ст. 54 НК РФ не уточнили, а серьезно изменили правила исправления ошибок.

Итак, исправлять ошибки в расчете налоговой базы, приведшие к переплате налога, стало проще — не нужно подавать уточненную декларацию. Да и не придется добиваться возврата или зачета переплаченного налога, что тоже порой не так-то легко.

Уточненная декларация подается за периоды, не подлежащие налоговой проверке

Юридическое лицо реорганизуется путем присоединения к другому юридическому лицу. Каков порядок представления уточненной декларации по налогу на прибыль реорганизованной организацией за налоговый период до реорганизации?

Напомним, что в ст. 57 ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Присоединение – форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При присоединении прекращает существование присоединяемое юридическое лицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает права и обязанности присоединяемого лица (лиц).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

На основании ст. 58 ГК РФ правопреемство при присоединении происходит посредством составления передаточного акта. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Основание – п. 1 ст. 23 НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Украли печать что делать

Если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения реорганизации. Допустим, организация, созданная после начала календарного года, реорганизована до конца этого же года. Тогда налоговый период для нее – период со дня создания до дня реорганизации.

Итак, последней представляемой в налоговый орган декларацией по налогу на прибыль для реорганизованной организации, присоединяемой к другому юридическому лицу, является декларация, составленная нарастающим итогом за период с начала года по день завершения реорганизации.

В ст. 50 НК РФ указано, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном этой статьей. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, знал ли правопреемник (правопреемники) до завершения реорганизации о фактах и (или) обстоятельствах неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.

Предположим, правопреемник выявит в декларации по налогу на прибыль, представленной присоединенной организацией, факты неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибки, приводящие к занижению (завышению) суммы налога, подлежащей уплате. Учитывая нормы ст. ст. 54 и 81 НК РФ, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию присоединенной организации за указанный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки, представив уточненную декларацию по этой организации в налоговый орган по месту ее учета до момента реорганизации.

От имени кого и в какой налоговый орган организация-правопреемник должна представить уточненные налоговые декларации?

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

Минфин России в Письме от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128 разъяснил следующее. Организация – правопреемник присоединенного юридического лица обнаружила неотражение или неполное отражение сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога, в декларациях по налогу на прибыль, которые были поданы присоединенным юридическим лицом до его реорганизации.

В этом случае правопреемник обязан внести изменения в эти декларации и представить от своего имени уточненные налоговые декларации. Поскольку согласно п. 5 ст. 81 НК РФ уточненную декларацию организация представляет в налоговый орган по месту учета, Минфин России сделал вывод, что указанные уточненные декларации должны представляться в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника.

На основании п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату). Кроме того, он обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Обратите внимание на Письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ “О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)”, которое было выпущено в связи с поступающими запросами о порядке приема уточненных деклараций (расчетов) за периоды, по которым истек срок исковой давности.

Право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) не ограничено сроком. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Поэтому проведение контрольных мероприятий с истребованием документов в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, не представляется возможным.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Допустим, налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию (расчет) к уменьшению за период, который в соответствии со ст. 87 НК РФ не может быть охвачен камеральной налоговой проверкой. Кроме того, налогоплательщик подает в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

В этом случае возможно возникновение коллизии норм ст. ст. 78 и 87 Кодекса в части применения установленных сроков. С одной стороны, нельзя провести полноценные контрольные мероприятия в отношении поданной налогоплательщиком уточненной декларации (расчета), с другой – срок подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога может еще не истечь.

На основании изложенного налоговый орган обязан принять уточненную декларацию (расчет), а поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения в соответствии со ст. ст. 78 и 87 НК РФ.

Не позднее рабочего дня, следующего за датой принятия, указанную уточненную декларацию (расчет) необходимо зарегистрировать. Так сказано в п. 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.

2004 N БГ-3-06/76. В программном комплексе “Система ЭОД – местный уровень” существует возможность регистрации налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, без создания строк начислений налога (сбора) в карточке расчета с бюджетом.

Данная функция реализована в режиме “Регистрация входящих документов/Входящие документы” через подрежим “Регистрация нового документа”. Таким образом, уточненную налоговую декларацию (расчет) за отчетный период, по которому истек срок исковой давности, полученную в текущем году и последующие годы, инспектор обязан зарегистрировать.

  • аннулировать регистрацию данной уточненной налоговой декларации (расчета) и обосновать аннулирование;
  • вновь зарегистрировать принятую уточненную декларацию (расчет) через режим “Документы с начислениями, отсрочками, рассрочками и зачетами” с одновременным созданием строк начислений налога (сбора) в карточке расчета с бюджетом.

При представлении в 2007 г. уточненной декларации по налогу на прибыль “к уменьшению”, например, за 2003 г. и более ранние периоды эти суммы в карточке “Расчеты с бюджетом” не проводятся. На суммы “к доплате” указанное правило не распространяется, поскольку ограничений подобного рода часть первая Налогового кодекса не содержит.

К.В.Новоселов

К. э. н.,

советник государственной

гражданской службы РФ 2-го класса

Управление администрирования

налога на прибыль

ФНС России

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

Для подтверждения произошедшей переплаты налога необходимо предъявить в ИФНС документы, послужившие основанием для уточнений (контракты, договоры, счета-фактуры, платежки и пр.), хотя за давностью лет эти документы могут и не сохраниться. Тем не менее, при существенных суммах переплаты и с полным пакетом подтверждающих документов предприятию лучше исправить ситуацию, подав уточнения, поскольку лишь оно заинтересовано в возврате или зачете средств.

Если в текущем периоде получен убыток

К.В.Новоселов

К. э. н.,

налога на прибыль

ФНС России

Налоговой базой для целей применения гл. 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ).

В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток – отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ). То есть в этой ситуации перерасчет налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода невозможен.

Таким образом, организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль.

Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка (то есть подать уточненную декларацию по налогу на прибыль). Такие разъяснения даны, в частности, в письмах Минфина России от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 13.04.2016 № 03-03-06/2/21034.

Поясним, что имеется в виду. Предположим, по результатам деятельности за 2014 – 2015 годы организация получила убытки, соответственно, сумма налога на прибыль, исчисленная к доплате (к уменьшению), равна нулю. Вправе ли организация отражать в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год (текущий налоговый период) выявленные расходы, относящиеся к 2014 – 2015 годам, без представления уточненных налоговых деклараций за указанные периоды?

Учитывая, что налогоплательщиком установлен период совершения ошибок, а также данные ошибки не привели к излишней уплате налога на прибыль, у налогоплательщика отсутствуют основания, позволяющие провести перерасчет соответствующей налоговой базы и суммы налога в текущем налоговом периоде. Такое мнение высказывал Минфин в письмах от 07.05.

2010 № 03-02-07/1-225, от 15.03.2010 № 03-02-07/1-105. Аналогичное мнение можно найти и в арбитражной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 № 09АП-42033/2014, 09АП-42596/2014 по делу № А40-59510/13, оставленное без изменения Постановлением АС МО от 24.02.2015 № Ф05-413/2015).

Ведь старые документы, которыми вы подтверждаете расходы, включаемые в расчет налога текущего периода, наверняка вызовут вопросы у проверяющих. Поэтому лучше заранее обосновать, почему операции, относящиеся к прошлым периодам, учтены именно сейчас. Можно составить такую бухгалтерскую справку.

ООО «Соловей»

Бухгалтерская справка № 1
об обнаружении и исправлении ошибки, допущенной при расчете налога на прибыль за 2010 год

5 апреля 2011 г.

1 апреля 2011 г. обнаружен Акт приема-передачи результатов выполненных работ от 05.06.2010 № 64:
— исполнитель работ — ООО «Мастерок»;
— стоимость работ — 60 000 руб. (без НДС).

Стоимость указанных работ не была учтена при расчете налога на прибыль за 2010 г. В результате чего по итогам 2010 г. налог переплачен в бюджет (сумма переплаты — 12 000 руб.: 60 000 руб. х 20%).

На основании п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ ошибка исправлена текущим периодом — 5 апреля 2011 г. стоимость работ признана в составе материальных расходов при расчете налога на прибыль за январь — апрель 2011 г.

Бухгалтер
Смелкина В.Л.
 
Главныйбухгалтер
Резкина М.А.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Поэтому избавляйтесь от ошибок своевременно и правильно.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector