Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 938-90-13 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 467-82-01 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 162, бесплатно)

ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК

Как изменятся ограничения в 2020 году

Минпромторг разработал новый проект постановления о запретах на допуск в рамках национального режима. Выйдет нормативный акт в форме поправок к ПП РФ № 239 от 07.03.2019. В обновленное постановление по нац режиму по 44 ФЗ включили ряд положений (в основном действующие списки товаров) из ПП РФ № 656, 791, 1072 и 9. Четыре указанных норматива перестанут действовать с 01.01.2020.

Законодатели планируют устанавливать запреты на допуск только в закупках для нужд обороны и безопасности. Такое положение прописано в ПП РФ № 9 от 14.01.2017 и № 239 от 07.03.2019. Что касается остальных категорий, таких как мебель, легкая и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, то запреты с них снимаются, и устанавливаются ограничения на допуск зарубежной продукции.

Как сами постановления по изменениям национального режима, так и перечни к ним еще окончательно не утверждены. Списки товаров, в отношении которых планируют ввести запреты, еще дорабатываются и дополняются. К примеру, в реестр запрещенной иностранной продукции войдут морская техника и судостроительная продукция (паромы, речные и морские суда, буксиры). А вот что исключат из списка (позиции по ОКПД2):

  • 08.11.1 — камень строительный и для памятников;
  • 08.12 — гравий, песок, различные виды глины и каолин;
  • 23.11 — листовое стекло;
  • 28.92.50.000 — гусеничные тракторы;
  • 29.10.59.210 — транспорт для перевозки денег и ценных грузов.

Законодатели предложили единый регламент национального режима для всей продукции, включенной в обновленный перечень. Новые правила применения запрета на допуск в рамках национального режима:

  1. К закупкам не допускаются товары, которые происходят не из стран Евразийского экономического союза.
  2. Нельзя объединять в одном заказе товары, включенные в перечень, и продукцию, отсутствующую в нем.
  3. Отечественное происхождение продукта подтверждается выпиской из реестра российской промышленной продукции. Этот документ готовится через сервис ГИСП.
  4. Происхождение товара из ЕАЭС подтверждается наличием позиции в перечне евразийской промышленной продукции. Законодатели не установили, в какой форме поставщику доказывать такое происхождение.
  5. Закупка конкретных товаров обязывает заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам. К примеру, для изготовления текстильных изделий поставщику обязан использовать вспомогательные материалы из стран ЕАЭС.
  6. Замена товара иностранной продукцией в ходе исполнения контракта запрещена.
  7. Заказчики размещают в ГИСП сведения об итогах закупки с установленными запретами на допуск. Сделать это необходимо в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта с поставщиком.

Есть исключения. Заказчик вправе закупать иностранные товары, если у него есть на это разрешение, выданное через сервис ГИСП. Не применяются запреты и в случае несовместимости отечественной продукции с теми товарами, которые организация приобретала ранее, или же требуется закупить детали и запасные части для машин, оборудования в соответствии с технической документацией.

Все эти правила придется применять с 01.01.2020. До этого момента закупки проводятся по старым нормативам.

С 01.01.2020 вступят в силу новые постановления по национальному режиму. Запреты на допуск коснутся только продукции, приобретаемой для нужд государственной обороны и безопасности. Для всех остальных категорий товаров, работ и услуг планируют применять ограничения и условия допуска.

Ограничения и условия допуска в рамках национального режима распространяются не только на товары, но и сопутствующие работы и услуги. Нельзя включать в закупку товары, в отношении которых применяют ограничения, и продукты, для которых ограничения недействительны. Вот какая продукция попадет под ограничения в рамках национального режима в 2020 году:

  • легкая промышленность;
  • мебель;
  • деревообрабатывающая промышленность;
  • химическая отрасль;
  • станкоинструментальная промышленность;
  • машиностроение: тяжелое, энергетическое, сельскохозяйственное, пищевое, строительно-дорожное, нефтегазовое;
  • автомобилестроение;
  • электротехническая и кабельная промышленность;
  • радиоэлектроника;
  • промышленность строительных материалов;
  • отрасли металлургии и материалов;
  • медицинская промышленность;
  • спортивное оружие (есть исключения) — действуют только новые ограничения, старые утратят силу с 01.01.2020;
  • спортивные товары;
  • продукция реабилитационной индустрии;
  • музыкальные инструменты и звуковое оборудование;
  • детские товары.

Работают новые ограничения так:

  1. Заказчик отклоняет все заявки и окончательные предложения с товарами не из стран ЕАЭС. Правило «третий лишний» продолжает действовать.
  2. Для некоторых продуктов (текстильные изделия и другие) актуальны те же правила, что и при применении запретов: ограничения распространяются на все сопутствующие товары и материалы.
  3. Если к заявке с иностранным товаром не применяются ограничения, на них распространятся условия допуска, если они действуют для закупаемой продукции.
  4. В случае отклонения предложений из-за применения ограничений в ходе исполнения контракта нельзя заменять приобретенные товары на продукты, происходящие не из стран ЕАЭС.
  5. Результаты закупки с ограничениями публикуются в ГИСП в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта.
  6. Подтверждение соответствия ограничениям осуществляется в виде декларации страны происхождения. Обязателен и подтверждающий документ.
  7. В ходе исполнения контракта поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции, подготовленную в ГИСП. Допускается направление сертификата СТ-1 (его копии), если товара нет в реестре.
Предлагаем ознакомиться:  Внесение изменений в сведения ЕГРН || Внесение изменений в единый государственный реестр недвижимости

Новые ограничения применяем с 01.01.2020. До этого момента закупки проводятся по старым правилам.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Но также существуют и исключения, когда указанные преференции не применяются:

  1. В рамках одной закупки только часть поставляемой продукции входит в Перечень.

  2. Закупочная процедура признана несостоявшейся.

  3. В заявках на участие не предлагается поставка товаров из Перечня, которые произведены на территории государств-членов ЕАЭС.

  4. В рамках одного аукциона победитель предлагает продукцию из Перечня, произведенную как на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. При этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза превышает 50% от общей стоимости.

  5. В рамках одного конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своем окончательном предложении участник указывает продукцию, как произведенную на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. И при этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза составляет менее 50% от общей стоимости.

*Перечень – список товаров, указанный в таблице приложения к Приказу Минэкономразвития России от 04.06.2018 г. N 126н.

Если участник попадает под все условия получения преференций, то у него есть весомый шанс выиграть контракт, воспользовавшись льготными условиями.

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

  1. Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

  2. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

  3. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

  4. В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50%. Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства – приоритет для них не предоставляется.

  5. В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50%. Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

Как действовать заказчику, чтобы не нарушить национальный режим

Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА по национальному режиму на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику придется подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.

ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК

Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством. Заказчику необходимо учитывать, что применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ действует как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не допускает замену товара или страны происхождения (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ).

Как сейчас работают запреты

Закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.

Предлагаем ознакомиться:  Неровный земельный участок

Постановлениями правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг. Вот в каких из перечисленных ниже случаях заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима:

  • закупка продуктов легкой промышленности;
  • заказ машиностроительной продукции;
  • приобретение программного обеспечения;
  • госзаказ продукции для нужд обороны и безопасности;
  • тендеры на мебель.

Все эти заказы подпадают под запрет в рамках национального режима. В нормативных актах правительства утверждаются не только запреты, но и исключения из указанного правила.

Общее правило действует в отношении товаров иностранного производства, но заявки с такими предложениями рассматривать допускается. Напоминаем, что национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из стран Евразийского экономического союза. В 2020 году ТРУ, поставляемые из ЕАЭС, не приравниваются к иностранной продукции.

ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК

Заказчик отклоняет заявку с предложением иностранного товара, если подано не менее двух отвечающих требованиям извещения предложений:

  • из перечня стран РФ или ЕАЭС;
  • различных производителей.

Постановлениями правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).

Машиностроение

По правилам национального режима соответствие закупке подтверждается одним из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат о происхождении ЕАЭС.

Учитывайте соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009, ПП РФ № 656 от 14.07.2014 (действует до конца 2019), проект постановления правительства, подготовленный, в том числе, и на основании ПП РФ № 656 от 14.07.2014 (применяем с 2020 года).

Продукция для нужд обороны и безопасности

Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга. Надлежит учитывать порядок выдачи заключения из ПП РФ № 719 от 17.07.2015. С 2020 года полностью запретят закупать иностранную продукцию, приобретаемую в целях обороны и безопасности. Уже опубликованы проекты постановлений правительства о запретах, ограничениях и условиях допуска в рамках национального режима.

По правилам национального режима обязательно учитывать:

  1. Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности.
  2. Предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).

Мебель

Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС. Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов. Соответствие закупки правилам национального режима подтверждается одним из документов:

  • инвестиционный контракт и заключение Минпромторга;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат СТ-1.

Критерии подтверждения: ПП РФ № 550 от 10.05.2017, ПП РФ № 1072 от 05.09.2017 (действует до конца 2019), проекты постановлений на запреты, ограничения и условия допуска с 2020.

Медицинские изделия, в т. ч. одноразового применения (пластик)

Текст статьи

  1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
  2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
  3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 188-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

  1. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

  1. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
  2. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(часть 6 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

Предлагаем ознакомиться:  Образец банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта 2019

Изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов, нельзя объединять в одной закупке и одном контракте. Подтверждение осуществляется сертификатом ЕАЭС.

Учесть:

  • правила отбора организаций (ПП РФ № 967 от 14.08.2017);
  • правила определения страны происхождения.

Радиоэлектроника

Изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в реестре, нельзя объединять в одной закупке и одном контракте. Действующий перечень товаров по национальному режиму по 44-ФЗ недавно дополнен новыми наименованиями — вступило в силу постановление правительства № 878 от 10.07.2019, ограничивающее импорт радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования.

Потребуется учесть требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны, ПП РФ № 878 от 10.07.2019. Российское происхождение подтверждается одним из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • подтверждение Минпромторгом производства товаров в заявке на территории РФ (приказ МПТ № 3568 от 12.11.2015);
  • уведомление МПТ о статусе телекоммуникационного оборудования (приказ МПТ и МЭР № 1032/397 от 17.08.2011);
  • сертификат СТ-1.

Как работают условия допуска национального режима

Условия допуска иностранной продукции — это специальные правила реализации зарубежных товаров. По сути, предоставление преференций для российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.

При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018. Вот на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим:

  • из Белоруссии;
  • Казахстана;
  • Армении;
  • Киргизии.

ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК

Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который вправе получить преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, заключается при возможности снижения цены на 15% от заявленной.

Если победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК. Приказ действует в совокупности с ПП РФ № 925 от 16.09.2016. Постановление определяет приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения к иностранной продукции.

С 12.11.2019 перечень товаров, на которые распространяются условия допуска национального режима, обновился. Вышел приказ Минфина РФ № 165н от 14.10.2019, который дополнил действующий норматив 126н. В перечень включены новые коды продукции по видам экономической деятельности ОКПД2. Среди них:

  • 08.1 — камень, песок, глина;
  • 17.12.14.160 — бумага для аппаратов и приборов;
  • 19.20.29.119 — моторные масла, которые не включили в другие группировки;
  • 20.41.32.119 — моющие средства (прочие);
  • 26.40.20.110 — цветные телевизоры с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения;
  • 31.0 — мебель (есть исключения).

Некоторые позиции из приказа 126н существенно изменили. Расширили разделы 25 (готовые металлические изделия), 26 (компьютерное, электронное, оптическое оборудование), 27 (электрическое оборудование), 28 (машины и оборудование), 30 (прочие транспортные средства и оборудование), 32 (прочие готовые изделия) справочника ОКПД2.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector