Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 938-90-13 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 467-82-01 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 162, бесплатно)

Приказ о назначении ответственного за ведение трудовых книжек

Для чего издается данный приказ

Все трудовые книжки, которые работники передают на хранение своему работодателю, должны храниться в специально оборудованном месте, защищенном от посторонних лиц. За порчу данных документов либо потерю руководитель и ответственное лицо призываются к ответственности.

Его сохранность очень важна, поскольку именно в нем фиксируется информация о трудовых периодах, используемая при назначении пенсии по старости.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Руководитель должен обеспечить условия для исполнения данного требования. А поскольку он должен ежедневно заниматься управлением предприятием, он может выбрать должностное лицо. Оно на основании письменного приказа будет назначено ответственным за работу с трудовыми.

С назначением такого лица ответственность с директора за исполнение закона не снимается. Но данное лицо будет отвечать за использование и перемещение книжек внутри субъекта бизнеса — работник будет обязан принимать книжки у поступающих на работу, вести их учет, вносить необходимые записи, выдавать книжки при увольнении работников из компании.

Внимание: если он не будет исполнять свои обязанности, либо это будет происходить не в полной мере, то ответственное лицо будет отвечать перед руководством в пределах обязанностей, определенных приказом.

Приказы и записи в трудовых книжках

Издаваемые работодателем приказы и записи в трудовых книжках тесно связаны — в частности, основные распоряжения по личному составу отражаются в личных делах и трудовых книжках сотрудников. Записи о замечаниях и дисциплинарных взысканиях вносятся лишь в личное дело сотрудника, если только в качестве меры взыскания не выбрано увольнение (тогда соответствующая запись появится и в книжке).

Специальный приказ о записи в трудовую книжку в 2019 году издавать не нужно: основанием для внесения новых сведений в документ становится стандартные приказы о кадровых изменениях, утвержденных руководством организации. Например, сведения о трудоустройстве вносятся на основании приказа о приеме на работу, где уже содержится вся необходимая информация (паспортные данные нового сотрудника, наименование занимаемой должности, дата начала трудовых отношений).

Записи о переводе на другую должность или в другое подразделение, об увольнении, о поощрении или награждении за достижения в профессиональной сфере также вносятся на основании приказов по личному составу.

Приказ о назначении ответственного за ведение трудовых книжек

Особое внимание уделяется оформлению записей об увольнении. Неправильно указанное основание увольнения может вызвать конфликт между организацией и ее бывшим сотрудником, порой дело даже доходит до суда — и все из-за невнимательности специалиста, заполнявшего документ. Убедитесь, что запись сделана в точном соответствии с п.п.5.1-5.6 «Инструкции», а именно:

  • пронумерована арабскими цифрами по принципу сплошной нумерации;
  • указана точная дата увольнения, совпадающая с датой в приказе;
  • основание увольнения совпадает с причиной, отраженной в приказе, корректно сформулировано и указано со ссылкой на нужную статью, часть и пункт ТК РФ;
  • в графу 4 вписаны реквизиты приказа об увольнении (дата, номер).
Предлагаем ознакомиться:  Какой срок для отмены судебного приказа

Для изменения или дополнения указанных на первой странице личных данных работника (фамилии, имени, квалификационного уровня) приказ не нужен — основанием служит паспорт, свидетельство о заключении или расторжении брака, документ о смене имени, фамилии или отчества. Но ни в коем случае нельзя вносить изменения исключительно со слов сотрудника. Ссылки на подтверждающие документы проставляются на внутренней стороне обложки и заверяются подписью кадровика или иного уполномоченного лица.

Является ли приказ обязательным

Закон устанавливает, что руководитель должен взять на себя ведение трудовых книжек организации, либо определить стороннее лицо. Это указано в Правилах ведения трудовых книжек.

Если работник не был назначен, но и сам руководитель не исполняет данные обязанности, это является нарушением. По этой причине согласно КОАП может налагаться денежный штраф, сумма которого может достигать 50 тысяч рублей. Наказание налагается не на конкретное лицо, а в целом на организацию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Кроме этого, назначать ответственное лицо должен субъект бизнеса любой формы — как организация, так и предприниматель, у которого есть привлеченные со стороны работники.

Как правило, предприниматель сам занимается внесением записей в трудовые книжки. В компании закон данную обязанность закрепляет за руководителем, а тот может своим письменным распоряжением определить, что будет ответственный за трудовые книжки.

Но в любой из выбранных ситуаций руководитель должен однозначно письменно закрепить, кто будет заниматься трудовыми книжками. Обычно этот шаг осуществляется при помощи издания распоряжения.

Важно: таким образом, оформлять приказ необходимо в любой ситуации, даже если директор — единственный сотрудник компании и он должен на себя возложить эту обязанность. Он издает приказ, в котором указывает, что принимает на себя функции ведения трудовых книжек.

Приказ об исправлении в трудовой книжке

С изменением личных сведений все понятно — если работник предоставил все необходимые документы, достаточно просто зачеркнуть неактуальные данные и вписать рядом или сверху новые. А как поступить, если речь идет о некорректной записи в разделах «Сведения о работе» или «Сведения о награждении»? Здесь ориентируемся по ситуации, но сразу отметим, что никаких зачеркиваний и помарок в разделах с информацией о работе и поощрениях быть не должно.

Любые исправления сводятся к новым записям, которые вносятся ниже, в свободные строки, и получают свои порядковые номера. Например, если сотрудник восстановлен на работе по решению суда, работодатель признает недействительной ранее сделанную запись об увольнении путем внесения новой. Отдельный приказ не нужен: в качестве документа-основания ссылаемся на приказ о восстановлении в должности, отменяющий действие распоряжения об увольнении.

По такой же схеме исправляются неточные или не соответствующие действительности записи о переводах, награждении, трудоустройстве.

Важно: если запись по сути верна, но реквизиты документа-основания указаны с ошибкой, все равно придется сделать новую запись — с аналогичной формулировкой и правильными реквизитами.

Иногда ошибка кроется исключительно в дате, но оставлять такие «мелочи» без внимания нельзя. Если работник обнаружил неточность после получения трудовой книжки на руки (например, для оформления пенсии), он должен как можно скорее написать заявление на имя руководителя организации с просьбой исправить допущенную ошибку.

Предлагаем ознакомиться:  Как считаются дни отпуска и когда можно брать следующий отпуск

Кого можно назначить ответственным

Как правило, в крупных компаниях есть отдельная кадровая служба, и из числа ее работников выбирает один или несколько специалистов, которые будут заниматься трудовыми книжками. В небольшой организации этого отдела может не быть. Поэтому. Директор может выбрать такое лицо из бухгалтерии, секретаря, либо иное должностное лицо. Свой выбор он обязательно закрепляет путем оформления приказа.

В случае, когда поручить оформление трудовых книжек в компании некому, то ответственным лицом считается непосредственно директор.

Закон закрепляет, что администрация фирмы должна организовать работу с трудовыми книжками. Поскольку должен издаваться приказ, то такие функции должен выполнять именно внутренний работник компании. При этом даже если кадровый учет передан на сторону по договору аутсорсинга, то все равно для работы с трудовыми необходимо выбрать сотрудника из штата организации.

Внимание: если по какой-либо причине изменяется ответственное лицо, то передача должна производиться по специальному акту. В нем желательно записывать не просто число документов, а пофамильно — кому они принадлежат.

Как правильно составить приказ о назначении ответственного за ведение трудовых книжек

Действующие нормативные акты не закрепляют обязательной для соблюдения формы распоряжения для назначения ответственного на предприятии лица. Для этой цели может применяться фирменный бланк, на котором текст распоряжения располагается в свободной форме.

Допускается для данного приказа не использовать фирменный бланк организации, тогда нужно учитывать при составлении такого приказа, что он обязательно должен включать все необходимые для этого реквизиты.

В верхних строках приказа отражается наименование хозяйствующего субъекта, а также его адрес, коды присвоенные организации в момент постановки на учет в соответствующих органах. Возможно указание банковских реквизитов.

Далее отражается наименование распоряжения «ПРИКАЗ», за которым желательно вписывать его заголовок, отражающий в краткой форме содержание этого документа. Это может быть к примеру, «О назначении лица, ответственного за работу с трудовыми книжками».

Приказ обязательно должен содержать номер документа (под ним документ в дальнейшем используется), дату его составления, а также указание места, где распоряжение было подготовлено. Как правило, вписывается наименование населенного пункта.

Дальше следует вводная часть распоряжения, в которой необходимо отразить ссылку к нормативно-правовому акту.

Здесь можно указывать следующие реквизиты документов:

  • п. 45 Правил ведения трудовых книжек;
  • Постановление №225.

После этого проставляется слово «Приказываю», за которым следует перечисление распоряжений руководства компании:

  1. Назначить сотрудника компании в качестве ответственного лица с отражением его полных личных данных, а также занимаемой должности.
  2. Указание лица, которое при отсутствии ответственного сотрудника , возьмет на себя исполнение этих обязанностей. Здесь также следует фиксировать полные его Ф.И.О., а также занимаемую в компании должность.
  3. Назначение ответственного лица, в обязанности которого вменяется осуществление контроля за исполнением данного распоряжения руководителя компании.
Предлагаем ознакомиться:  Образец Договора долевого участия в строительстве

Составленный приказ подлежит обязательному визированию директором компании.

Далее все работники, упоминание которых производилось в распоряжении, должны подтвердить свое ознакомление с содержанием этого документа, путем проставления своих подписей. Здесь же расшифровываются их Ф.И.О. и указывается дата данного события.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, должны вести трудовые книжки всех своих работников и следить за правильностью их заполнения. Приемом, выдачей, оформлением и хранением обычно занимается уполномоченный сотрудник — секретарь, бухгалтер, представитель кадровой службы предприятия. Когда руководитель компании издает приказ на ответственного за трудовые книжки, он делегирует ему следующие обязанности:

  • внесение записей в разделы «Сведения о работе» и «Сведения о награждении»;
  • оформление трудовых книжек работникам, трудоустраивающимся впервые;
  • оформление новых книжек или дубликатов работника, утратившим предыдущий экземпляр по причине кражи, пожара, утери и т.д.;
  • исправление неверных записей и дополнение сведений о сотруднике на основании дополнительных документов (приказов, распоряжений, справок, свидетельств);
  • вклейка вкладыша установленной формы, если в бланке не осталось свободного места для записей;
  • контроль сроков оформления трудовых книжек для всех сотрудников, проработавших в организации свыше пяти дней, за исключением совместителей, для которых данное место работы не является основным;
  • выдача трудовой книжки ее владельцу на время (только по письменному заявлению в целях обязательного социального страхования) и при увольнении, оформление выписок из для передачи в другие инстанции;
  • ведение «Журнала учета движения трудовых книжек и вкладышей в них», а также приходно-расходной книги бланков.

Иногда вышеперечисленные обязанности распределяются между несколькими сотрудниками — например, приходно-расходную книгу бланков ведет бухгалтер предприятия, а все остальные функции делегируются кадровику. Но чаще вся ответственность ложится на одного работника (в небольшой фирме кадровым делопроизводством нередко занимаются сам директор).

Приказ о назначении ответственного за ведение трудовых книжек

Поэтому нет необходимости подробно расписывать в приказе каждую функцию — вполне достаточно формулировки «назначить ответственным за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек и вкладышей в них». Также целесообразно тем же приказом в отношении трудовых книжек назначить замену на случай отсутствия основного специалиста — как и любой другой человек, он может уйти в отпуск, заболеть или уехать в командировку.

Приказ о хранении трудовых книжек

На практике отдельный приказ о хранении трудовых книжек в 2019 году издается нечасто. Обычно за их сохранность отвечает сотрудник, занимающийся оформлением: распределяя между разными членами коллектива взаимосвязанные обязанности, можно существенно ослабить контроль выполнения каждой функции. Поэтому насущная потребность в разработке приказа о хранении трудовых книжек возникает лишь в отдельных случаях (например, если директор компании хочет взять на личный контроль их хранение, в то время как заполнением и выдачей занимаются рядовые сотрудники кадровой службы).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

За нарушение порядка обращения с трудовыми книжками (неправомерный отказ в выдаче, несвоевременное оформление и т.д.) уполномоченное должностное лицо подвергается административной ответственности. Если в организации не издавался и не регистрировался приказ о назначении ответственного за ведение трудовых книжек, административные санкции применяются к руководителю компании.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector