Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 938-90-13 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 467-82-01 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 162, бесплатно)

Алгоритм проведения конкурса по 223-ФЗ

Электронные закупки по 223-ФЗ в Положении о закупке

Рассмотрим два возможных варианта для заказчика. Оба рискованны, но иначе организовать процесс пока невозможно.

Допустим, заказчик установил в Положении о закупке, что для него электронная форма закупки – это обмен письмами через электронный ящик. Придется обеспечить равенство и справедливость, начиная с этапа подачи заявок. Заказчик принимает на себя обязательства, исполнение которых от него, по сути, не зависит. Он должен обеспечить бесперебойность работы электронного ящика, который может перестать работать по техническим причинам провайдера.

Возможен вариант, когда участник подал заявку от лица, не имеющего права на подачу заявки. В этом случае заказчик несет риски неисполнения обязательств по договору.

Допустим, все прошло гладко, и все заявки пришли в нужном виде. Открытым остается вопрос: как заказчик гарантирует одномоментное открытие доступа к заявкам? Высока вероятность, что заказчик вскроет заявки до обозначенной в документации даты, создав преимущественные условия участия тем или иным лицам.

На стадии подачи заявок и их вскрытия – наибольшие коррупционные риски. Велика вероятность нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, когда заказчик может координировать действия участников процедуры, предоставлять информацию о содержании заявок участников иным лицам, в том числе конкурирующим.

Еще одна проблема – в проведении закупочной процедуры. Как заказчику организовать аукцион или переторжку силами электронного ящика? Возможно, но не прозрачно.

Вывод: для заказчика слишком рискованно проводить закупку в электронной форме посредством обмена электронными письмами через электронный ящик. Это возможно, но создаст больше сложностей, чем облегчит работу.

Если в Положении о закупке прописано, что электронная форма закупки предполагает использование услуг оператора электронной торговой площадки, заказчик несет полную ответственность за действия данного оператора. Ведь пока нет поправок в 223-ФЗ, нет и такого субъекта как «Оператор электронной площадки»: ни субъекта как участника закупочного цикла, ни субъекта ответственности в рамках 223-ФЗ.

Алгоритм проведения конкурса по 223-ФЗ

К сожалению, не все площадки гарантируют надлежащую и бесперебойную работу. Возможные сбои и нарушения в работе оператора будут отнесены к вине заказчика. В случае жалобы именно заказчик, а не оператор площадки получит соответствующее предписание. И если оператор площадки не идет навстречу заказчику и не позволяет совершить действия, предписанные антимонопольным органом, заказчика могут оштрафовать за неисполнение предписания контролирующего органа. Сумма такого штрафа составляет до 500 000 рублей!

Совет заказчикам: выбирайте оператора с осторожностью. Прописывайте, как вы будете делить ответственность.

Рекомендуем заказчикам сделать следующую оговорку в Положении о закупке. Укажите, что порядок проведения конкретного способа закупки, который прописан в вашем Положении, и порядок проведения на ЭТП, могут отличаться с учетом функционала оператора ЭТП.

В противном случае, если оператор площадки не гарантирует 100% соблюдения вашего Положения о закупке, то любые действия в рамках данной закупочной процедуры, можно будет признавать необоснованными, несоответствующими Положению о закупке, и действия заказчика будут квалифицированы как нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Способы закупок в электронной форме по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В настоящее время обязанности по проведению закупки в электронной форме есть у госзаказчиков (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Они обязаны проводить электронный аукцион для закупок продукции, входящей в определенный Правительством перечень. Аукционный перечень аукционный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р. То есть, здесь закрепляется не только форма проведения закупки: электронная, но и предлагается единственно возможный способ определения поставщика.

Есть еще заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Для них установлен перечень продукции, закупки которой они проводят в электронной форме, но каким способом – они решают сами. Это может быть конкурс, может быть аукцион, а может – запрос котировок, запрос предложений или что-то еще, самостоятельно придуманное заказчиком и закрепленное в Положении о закупке.

Содержание статьи:

  1. 223-ФЗ: перечень закупок в электронной форме
  2. Как заказчику организовать электронную форму закупки по 223-ФЗ
  3. Электронные закупки по 223-ФЗ в Положении о закупке
  4. А как должно быть?
  5. Электронные закупки по 223-ФЗ. Изменения. Законодательные инициативы

Перечень товаров, работ, услуг, которые заказчики по 223-ФЗ обязаны закупать в электронной форме исчерпывающий, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. В него входят:

  • пряжа бумажная;
  • шнуры, изделия канатные и веревочные, не включенные в другие группировки;
  • одежда для поддержания физической формы (противоперегрузочные, профилактико­нагрузочные, профилактические костюмы) специальная;
  • тара деревянная;
  • целлюлоза, бумага и картон;
  • полный перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме по 223-ФЗ.

Каждый раз, когда заказчику нужен товар, работа или услуга из этого перечня, он обязан проводить закупку по 223-ФЗ в электронном виде.

А что делать, если заказчик проводит закупку, в которую входит как номенклатура, включенная в Перечень, так и товары (работы, услуги), закупки которых ничем дополнительно не регламентированы? Закупки, которые надо проводить в электронной форме, рекомендуется вычленять в самостоятельный лот. Если этого сделать нельзя, лучше ориентироваться на порог 5%.

По общей практике контролирующих органов разрешается включать в лот, который содержит в себе смешанную продукцию, не более 5% тех товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме. Речь идет о стоимостном выражении по отношению к начальной максимальной цене.

Закупки по 223-ФЗ – дистанционный курс повышения квалификации в Школе электронных торгов. Обучение проводится с учетом всех законодательных изменений. Заказчик научится грамотно составлять документы, а поставщик – правильно их читать и понимать. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Удостоверение о повышении квалификации 72 часа.

Победитель конкурса

В статье 3.2 закона 223-ФЗ (часть 24) сказано, что в конкурентной процедуре может быть один или несколько этапов. Если этап включается в закупку, его нужно описать в документации, а по итогу проведения составить протокол.

Итак, в конкурентной закупке по 223-ФЗ заказчик может предусмотреть этапы, которые рассмотрены ниже.

Переторжка

На этапе переторжки поставщики добровольно снижают свои ценовые предложения, при этом иные условия не изменяются. Участие необязательно. Заказчику перед проведением переторжки нужно убедиться, что сниженные поставщиками цены не ухудшат качество товаров или услуг.

Если заказчик решил, что переторжка будет проводиться, в извещении он должен указать дату. Отказаться от нее он не сможет, даже если смысла в ее проведении не будет. Поэтому прежде чем включать этот этап, нужно серьезно продумать его целесообразность.

Заказчик предъявляет требования к квалификации поставщиков и отбирает заявки, которые им удовлетворяют. Для него это удобный инструмент, благодаря которому он может выбрать лучшее предложение по соотношению цены и качества.

Во время переговоров можно обсудить с участниками некоторые условия договора, в том числе характеристики предмета закупки. Этот этап можно провести до сбора заявок либо параллельно с ним. Однако предварительное обсуждение условий договора является более разумным, поскольку в результате может потребоваться изменение документации.

Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона №223-ФЗ выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.

Включение конкурса в план закупок

Перед проведением конкурса его необходимо включить в план закупок, который может, как известно, в течении года корректироваться.

а) изменения потребности в ТРУ, в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;

б) изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению ТРУ;

в) в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика».

В случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений».

Таким образом в случае корректировки плана на официальном сайте должны быть вывешены 2 документа:

  • План закупок в новой редакции (п. 6 ПП № 908)
  • Документ, содержащий перечень изменений плана (п. 5 ПП № 908).

Рекомендуется в положении о закупке прописать, что в случае, если конкурентная закупка не состоялась и в результате заключен договор с единственным поставщиком, то корректировка Плана закупки не производится.

Закупки товаров, работ, услуг, не предусмотренные планом, не могут быть осуществлены.

Предлагаем ознакомиться:  Порядок применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения

Исключения из правил

Есть ли исключения, когда закупку продукции из Перечня № 616 разрешается проводить не в электронной форме? Оказывается, есть:

  • сумма сделки не превышает 100 000 рублей;
  • сделка или товар (группа товаров) входят в утвержденный перечень, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте;
  • информация, содержащаяся в извещении, документации о закупке или проекте договора содержит сведения, относящиеся к государственной тайне;
  • потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. В этой части заказчикам рекомендуется иметь документальное подтверждение, что действительно сложились обстоятельства непредвиденной силы, которые было невозможно предсказать. Если возникла авария, лучше составить подтверждающий акт. В идеале такой акт должен быть подписан не только сотрудниками заказчика, но и третьими незаинтересованными лицами. Но если у заказчика возникает слишком много чрезвычайных и непредвиденных ситуаций – это повод контролерам задуматься, соответствуют ли данные акты действительности. Возможно, акты поддельные;
  • закупка подходит под условия закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком. Эта норма означает, что, по сути, заказчик может вовсе не проводить закупку из Перечня № 616 в электронном виде, а обойтись закупкой у единственного поставщика. Если пропишет такое право в своем Положении о закупке, конечно. Но такая находчивость заказчика фактически является злоупотреблением, т.к. «в чистом виде» не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе. Скорее всего, по мере вступления в силу поправок в 223-ФЗ, такая практика станет невозможной. Поэтому заказчикам рекомендуется адаптироваться к электронным формам закупочных процедур и учиться работать на электронных торговых площадках.

Заказчик своим Положением может расширить перечень товаров, работу, услуг, который он будет закупать в электронной форме. Принимая добровольно на себя такую обязанность, заказчик несет и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Разработка конкурсной документации

Заказчик вправе установить, что за предоставление документации на бумажном носителе взимается плата. В таком случае, необходимо в документации определить размер, сроки и порядок внесения такой платы.

На основании п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации определяется порядок предоставления разъяснений положений документации.

Обычно документация состоит из нескольких частей:

  • Общая часть (одинаковая для всех закупок)
  • Информационная карта
  • Технические характеристики (ТЗ)
  • Проекты договоров по каждому лоту
  • Формы для заполнения участником

Порядок предоставления конкурсной документации определяется в извещении о проведении конкурса. Нужно указать, что документация предоставляется на русском языке.

Требования к извещению о закупке согласно ч. 9 ст.4 Закона №223-ФЗ.

Как заказчику организовать электронную форму закупки по 223-ФЗ

Как только заказчик определился, что товары, работы, услуги подлежат закупке в электронной форме, он должен понять, как организовать эту форму закупки. На сегодня нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме и как ее проводить. Заказчик обязан в своем Положении установить правила и порядок проведения такой закупки.

Алгоритм проведения конкурса по 223-ФЗ

Можно ориентироваться на межправительственные соглашения и руководствоваться аналогичными нормами Контрактной системы:

  • «Электронная форма (формат) закупок» — процедура закупок, осуществляемая с использованием сети Интернет, веб‑портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно‑аппаратных средств (Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, заключено 09.12.2010).

Схожее определение есть в 44-ФЗ:

  • В рамках отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений (ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе).
  • Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, проведение которого  обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе). 

Но эти подходы не закреплены в рамках 223-ФЗ. А значит, не могут быть истиной в последней инстанции. Единственный регулятор, который давал разъяснения по электронной форме закупки по 223-ФЗ, – это антимонопольная служба.

В письме ФАС России от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 сказано: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке».

Некоторые заказчики трактовали это разъяснение субъективно и расширительно: не гнушались истребовать документы на бумажных носителях параллельно к электронной форме, обязывали участника закупки явиться на ту или иную стадию закупочной процедуры. Были случаи, когда заказчики собирали заявки в электронном виде, но на подачу ценовых предложений участники должны были явиться лично.

Чтобы устранить подобные неверные трактовки, ФАС России уточняет: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться закупочная процедура, при которой исключается обмен бумажными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, а также обязанность участника закупки присутствовать на тех или иных стадиях закупочной процедуры».

  1. Готовимся к предстоящим изменениям в 223-ФЗ.
  2. При необходимости корректируем текущую работу и Положение о закупке.
  3. Выясняем, коснется ли нас обязанность применять два закона одновременно с 2017 года и изучаем 44-ФЗ.

Позиция ФАС находит отражение на практике

Рассмотрим несколько примеров.

Решение № 223ФЗ-119/15 по результатам рассмотрения жалобы ФГУП «Спецстройсервис при Спецстрое России» на действия (бездействие) заказчика ОАО «ЦИУС ЕЭС». Заказчик требовал представить конверты на бумажном носителе по адресу и месту нахождения заказчика. Рассматривая жалобу, комиссия ФАС России признала действия заказчика необоснованными, неправомерными, не соответствующими нормам Положения о закупке и выявила нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Ситуация в московском метрополитене. Заказчик закупал систему видеонаблюдения для московского метрополитена. Проводился конкурс. По ценовым параметрам и прочим характеристикам конкурс действительно был уместен. Но в Положении о закупке обнаружилось противоречие: заказчик прописал условия проведения электронного аукциона, составив себе электронный перечень, куда вошли товары, работу, услуги, входящие в состав лота, в отношении которого подавалась жалоба.

С одной стороны, заказчику целесообразнее и эффективнее провести конкурс, с другой стороны, – прямая норма Положение о закупке обязывала его провести электронный аукцион. Закупочная процедура была аннулирована. Заказчик изменил Положение о закупке и все-таки провел конкурсную процедуру, которая отражала его объективные потребности.

На основе двух этих решений нельзя делать вывод, что контролеры всегда стоят на стороне участника закупочной процедуры. Нет. Если заказчик правильно прописал порядок проведения электронной формы закупки и строго его соблюдает, любой контролирующий орган будет на стороне заказчика. Вот пример.

Решение № 223ФЗ-137/14 по результатам рассмотрения жалобы ООО «УВЗ – Сервис»,  ООО «ГТР», ООО «БТ (Рус)». Заказчик проводил закупку в электронной форме. Участник поленился или не захотел проходить аккредитацию на электронной площадке и привез заявку на бумаге. Заявка была укомплектована в полном соответствии с документацией, содержала все нужные документы, но порядок представления заявки участник нарушил.

Заказчик так и не дождался заявки в электронном виде до окончания срока подачи заявок. Заявку в бумажном виде участнику вернули, не рассматривая. Участник подал жалобу, которую признали необоснованной. Заказчик обоснованно руководствовался Положением и соблюдал принципы электронной формы закупки. Принимать заявку в бумажном виде он был не обязан.

Алгоритм проведения конкурса по 223-ФЗ

Подобную позицию поддерживают некоторые суды. В целом судебная практика противоречива, но постепенно приближается к пониманию, сформированному антимонопольной службой. В частности, ФАС Московского округа в постановлении от 02.12.2013 № Ф05-14297/2013 по делу № А40-4091/13-152-41 отметил: «…указанная в Законе о закупках и Постановлении Правительства РФ от 21 июня 2012 года N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» электронная форма подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, в том числе заказчика всех действий при помощи электронных средств и таким образом исключает возможность использования бумажного документооборота».

Интересно, что московские суды выносили и противоположные решения, допуская представление части заявки на бумажном носителе. Но ориентироваться на такую позицию не стоит. Ее не поддержит антимонопольная служба или прокуратура. ФАС России и правоохранительные органы настаивают, что электронная форма закупки полностью исключает бумажный документооборот.

Прием заявок

При проведении конкурса в электронной форме с использованием ЭТП заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок участников – эти действия осуществляет оператор ЭТП.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч.5 ст.4 Закона №223-ФЗ не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. То есть фактически извещение находится на сайте 22 дня. Если в положении о закупке не написано ничего о том, рабочие это дни или календарные, то согласно ГК РФ срок будет считаться в календарных днях.

Предлагаем ознакомиться:  Если больничный приходится на праздничный день

Внесение изменений в извещение и документацию ( ч. 11, ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Алгоритм проведения конкурса по 223-ФЗ

Изменения размещаются на ООС в течение 3 дней со дня их принятия.

Если при проведении торгов изменения внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на ООС изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Открытие доступа к заявкам

При проведении конкурса не в электронной форме, данная процедура, как правило, называется «Вскрытие конвертов с заявками участников». Детали проведения этого этапа должны быть прописаны в Положении о закупках.

В электронном конкурсе корректное название для этого этапа – «Открытие доступа к заявкам».

Рекомендуется после открытия доступа составлять и публиковать на официальном сайте протокол открытия доступа, в котором указывать количество поступивших заявок, наименования участников, предложенную цену и иные показатели, являющиеся критериями оценки.

А как должно быть?

В 223-ФЗ подготовлены поправки, которые, наконец, дадут понимание, что такое электронная форма закупки и как ее проводить. Оператор площадки должен стать полноценным субъектом закупочного процесса, его действия можно будет обжаловать, для него предусмотрят ответственность в КоАП РФ.

Законодатели выдвинули ряд инициатив, которые регламентируют электронную форму закупки. В первую очередь, это позволит отслеживать каждое действие любого участника закупочного процесса.

Сегодня участникам бывает сложно понять, как подать заявку, в каком месте, а также сложно впоследствии доказать, что заказчик чинил препятствия при подаче заявки. Если поправки будут приняты, все этапы закупочной процедуры будут понятны, одинаковы для всех и их легко будет контролировать.

Электронные закупки по 223-ФЗ. Законодательные инициативы

Согласно законопроекту, закупка в электронной форме – закупка, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке, правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, залеченным между заказчиком и оператором электронной площадки.

Идет процесс по ужесточению правил работы электронных торговых площадок. Как известно, сегодня действует пять площадок, которые обслуживают государственный муниципальный заказ. Эти площадки отбирались еще в рамках 94-ФЗ, а сейчас на них проводятся все открытые электронные аукционы по 44-ФЗ:

  1. ЗАО «Сбербанк–АСТ»;
  2. ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  3. ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»;
  4. ЗАО «ММВБ-Информационные технологии»;
  5. ООО «РТС-тендер».

Универсальные операторы электронных площадок будут обеспечивать государственный муниципальный заказ; корпоративный заказ в рамках 223-ФЗ; процедуры, связанные с торгом по приватизации, банкротству и любыми другими процедурами, где торги являются обязательными в силу закона. Сюда подтянутся правоотношения по реализации имущественных, земельных отношений, по градостроительному кодексу, когда проведение торгов обязательно.

Каждая площадка, которая будет работать в сфере корпоративного заказа, должна быть многофункциональна и обеспечивать потребность рынка по любым электронным торгам. Планируется установить единые требования, критерии отбора этих площадок. Предполагается, что список электронных площадок мы увидим до конца 2016 года. Не исключено, среди них появятся и корпоративные площадки, которые могут побороться за статус универсального оператора.

Как только отберут универсальные площадки, все закупки будем проводить с использованием услуг этих операторов. Обмен информацией, связанной с проведением закупки, будет осуществляться только через оператора электронной площадки.

Документы и информация будут подписываться электронной подписью. Сопоставление ценовых предложений участников – только через оператора ЭТП.

Алгоритм проведения конкурса по 223-ФЗ

Закупки в электронном виде по 223-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов.

У Правительства РФ появится право установить квоту закупок в электронном виде. Что это за квота? С 1 января 2017 года у заказчиков появится обязанность совершить определенный объем закупочных процедур в электронной форме. Эта норма не подменяет Постановления Правительства РФ № 616 – этот документ и в 2017 году сохранит свою силу.

Когда у заказчиков возникнет необходимость закупить товар, работу, услугу из этого перечня, заказчик будет закупать их в электронном виде (помним, есть исключения, о которых сказано в начале статьи). Плюс к таким закупкам заказчик должен будет «добрать» квоту электронных закупок. В противном случае на заказчика будут наложены санкции.

Правила документооборота будут максимально приближены и аналогичны правилам закупок в контрактной системе. Заказчикам и участникам необходимо будет получить сертификаты электронной подписи (усиленные неквалифицированные).

Чтобы привести практику к единообразию и сократить расходы заказчиков и участников, электронная форма закупки по 223-ФЗ будет идентична правилам государственного заказа. Это связано также с тем, что с 2017 года больше заказчиков будут работать по 44-ФЗ и 223-ФЗ, для работы важны унифицированные подходы.

Лица, которые работают по 44-ФЗ и по 223-ФЗ: госкорпорации «Роскосмос», «Росатом»; бюджетные учреждения; ряд унитарных автономных учреждений; ряд заказчиков, реализующих денежные средства по 44-ФЗ в рамках инвестпроектов. С 2017 года все унитарные предприятия и автономные учреждения будут применять правила 44-ФЗ (за исключением собственных средств, полученных через гранты и в рамках исполнения госконтрактов)*. Автономные учреждения и унитарные предприятия в плане применения 44-ФЗ и 223-ФЗ станут похожими на бюджетные учреждения.

С 2017 года увеличится количество субъектов рынка, которые будут обязаны применять два закона одновременно. Для таких компаний, конечно, будет комфортнее применять унифицированные правила.

В рамках электронного документооборота будут максимально внедрены правила 44-ФЗ в части взаимодействия с ЕИС. Для корпоративного сектора будут доступны ресурсы ЕИС, которые открыты для государственных заказчиков. Заказчики по 223-ФЗ также смогут пользоваться разделами, связанными с каталогами товаров, работ, услуг и ориентироваться на каталоги при определении объекта закупки.

Государственные заказчики обязаны пользоваться каталогом с 1 января 2017 года. Для заказчиков корпоративного сектора такая норма не предусмотрена. Но не исключено, что изменения затронут и корпоративный сектор.

Критерии отбора

Требование

Документ, предоставляемый участником

Проверяемые сведения

Правильность оформления заявки и порядка ее предоставления

Заявка, включая все документы в ее составе

Состав заявки, правильность оформления

Не превышение начальной (максимальной) цены

Заявка

Предложение участника о цене

Предоставление обеспечения заявки

Платежное поручение, банковская гарантия и т.д.

Наличие подтверждающих документов

Срок действия заявки

Заявка

Предложение участника о сроке действия заявки

Отсутствие участника в РНП

Наличие участника в РНП

Разумным требованием является установление при закупке по 223-ФЗ такого условия, как наличие у участника закупки склада в собственности или ином законном владении.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30.10.2013 по делу № А33-7770/2013 гласит, что дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта, деловой репутации, оборудования и материальных ресурсов, учитывая специфику поставки нефтепродуктов в районы Крайнего Севера, обусловленную природными и климатическими особенностями, являются разумными пожеланиями заказчика.

Примерные критерии оценки. (В документации о закупке должны быть установлены не менее двух критериев оценки.)

1. Цена договора. Является обязательным критерием во всех случаях.

2. Срок поставки товара.

3. Условия оплаты товара, работ, услуг. Используется в случаях, когда заказчик позволяет участникам закупки предложить в заявке размер авансового платежа.

4. Срок предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.

5. Функциональные характеристики или качественные характеристики товара.

– опыт;

– обеспеченность материально-техническими ресурсами;

– обеспеченность кадровыми ресурсами;

– степень внедрения действующей системы менеджмента качества.

При закупках по 223-ФЗ требование к участникам «опыт работы не менее N лет» может быть признано необоснованным ограничением конкуренции. В Постановлении Шестого арбитражного аппеляционного суда №06АП-5029/2013 от 17.10.2013 написано, что установление срока опыта работы 3 года является ограничением конкуренции, поскольку эти действия не только ограничивают, но и пресекают выход на рынок вновь созданным предприятиям, даже в том случае, если они обладают соответствующей производственной базой и производственными мощностями, квалифицированным персоналом и материальными ресурсами.

В связи с этим рекомендация следующая: устанавливайте срок опыта в качестве критерия оценки, а не критерия допуска.

Балл по критерию цена договора = (минимальное предложение участника/предложение оцениваемого участника)*100.

Пример: НМЦ = 100 рублей, вес критерия 30%.

У1 – 10 руб. 100 баллов

У2 – 20 руб. 50 баллов

У3 – 80 руб. 12 баллов

Критерий оценки «Срок поставки».

Балл по критерию срок поставки.

Алгоритм проведения конкурса по 223-ФЗ

Cmax – 0 баллов

БCi = (Cmax-Ci/Cmax-Cmin) * 100

C min, либо ранее – 100 баллов

Предлагаем ознакомиться:  Лишение отцовства в одностороннем порядке

Пример:

Максимальный срок поставки – 80 дней.

Минимальный срок поставки – 10 дней.

Вес критерия – 70 %.

У1 – 80 дн. 0 баллов

У2 – 50 дн. 43 балла (рассчитаны по формуле (80-50/80 -10)*100)

У3 – 10 дн. 100 баллов

Расчет рейтинга заявки.

Совокупная значимость всех критериев = 100 баллов

Если допустить, что заявки оценивались всего лишь по двум критериям, то можно сделать следующие расчеты.

Рейтинг заявки = вес критерия 1 * балл по критерию 1 вес критерия 2 * балл по критерию 2.

Рейтинг заявки У1 = 0,3*100 0,7*0 = 30.

Рейтинг заявки У2 = 0,3*30 0,7*42 = 9 29,4 = 38,4.

Рейтинг заявки У3 = 0,3*12 0,7*100 = 3,6 70 = 73,6.

Недействительные и несостоявшиеся торги

Согласно ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

В Законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, заказчик может предусмотреть это в извещении.

Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Рекомендуется в Положение о закупках включить следующую формулировку: «Заказчик вправе отказаться от проведения конкурса в любое время до выбора победителя конкурса. Извещение об отказе от проведения конкурса размещается заказчиком на официальном сайте не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения конкурса».

На случай отказа от проведения других конкурентных процедур, в Положение о закупке можно включить такую формулировку: «Заказчик вправе отказаться от проведения запроса цен в любое время до заключения договора. Извещение об отказе от проведения запроса цен размещается заказчиком на официальном сайте не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения запроса цен».

– Проведены с нарушением закона

– Влекут недействительность договора, заключенного по результатам торгов

– Нет ни одного участника

– Есть только один участник

– Есть несколько участников, но допущен только один

По результатам несостоявшихся торгов может быть заключен договор с единственным участником или с единственным поставщиком.

Важные вопросы, которые заказчику следует самостоятельно определить в своем Положении о закупке:

  • Что делать с поступившими заявками?
  • Что делать, если пришло 2 и более заявок от одного участника?
  • Должна ли заявка на участие быть в отдельном конверте?
  • Может ли участник изменить заявку? Как это должно быть оформлено?
  • Может ли участник отозвать заявку? Как это должно быть оформлено?
  • Что делать с заявками, поступившими после окончания срока их подачи?
  • Должна ли процедура вскрытия конвертов проводиться в присутствии участников закупки?
  • Если процедура вскрытия открытая, что необходимо предусмотреть в документации?
  • Кто непосредственно осуществляет вскрытие конвертов?

Проведение закупки в закрытой форме является исключением, поскольку основным принципом, согласно закону 223-ФЗ, является информационная открытость закупочной деятельности заказчиков.

Случаи выбора закрытых способов строго определены законом:

  • сведения, содержащиеся в документах закупки, составляют гостайну;
  • Правительством РФ или координационным советом Правительства РФ определена необходимость проведения конкретной закупки в закрытой форме (ч. 2 ст. 3.1; ч. 16 ст. 4);
  • ТРУ попали в перечень, утвержденный правительством, — ч. 16 ст. 4 (отдельные виды ТРУ в сфере атомной энергетики, космической деятельности, услуги по перевозке опасных грузов и др.);
  • закупаемые товары относятся к перечню продукции машиностроения, составленному координационным советом Правительства РФ (п. 3 ч. 8 ст. 3.1).

Порядок проведения процедуры

Содержание извещения и документации

Рассмотрение заявок

Конкурс

  1. Подготовка извещения и документации.
  2. Определение перечня возможных участников. Если сведения о закупке составляют гостайну, претендент должен иметь лицензию ФСБ на работу с такими сведениями.
  3. Отправление приглашений и документации не менее чем 2-м претендентам не позднее чем за 15 к. д. до даты окончания срока приема заявок.
  4. Заявки подаются в запечатанных конвертах или посредством электронной торговой площадки. Особенности проведения ЗТ в электронной форме устанавливает Правительство РФ (ч. 4 ст. 3.5).
  1. В извещении указать (ч. 9 ст. 4):
    • способ закупки;
    • сведения о заказчике;
    • предмет и условия проекта договора;
    • НМЦ;
    • порядок предоставления документации;
    • срок приема заявок.
  2. Содержание документации (ч. 10 ст. 4):
    • описание и требования к продукции (ч. 6.1 ст. 3);
    • правила оформления заявки;
    • НМЦ;
    • порядок оплаты ТРУ;
    • требования к участникам;
    • срок приема заявок;
    • этапы рассмотрения и сроки;
    • алгоритм оценивания заявок;
    • иные сведения в соответствии с положением.

Заявки рассматриваются на соответствие требованиям, прописанным в документации. Сопоставление происходит строго по установленным критериям.

По итогам каждого этапа составляется протокол. Требования — в ч. 13, 14 ст. 3.2.

Побеждает претендент, который отвечает всем требованиям и предложил лучшие условия.

Аукцион

.

Документация аналогична конкурсной указывается шаг аукциона (ч. 18 ст. 3.2).

Итоговый протокол содержит сведения, прописанные в ч. 14 ст. 3.2.

Побеждает претендент, соответствующий требованиям и предложивший наименьшую цену (если после снижения цены до нуля проводится тендер на право заключить договор, то побеждает предложение с наибольшей ценой).

Запрос котировок

Аналогично конкурсу.

Отличие: приглашения и документация направляются не позднее чем за 5 р. д. до даты окончания срока приема заявок.

Аналогично конкурсной документации.

Итоговый протокол содержит сведения, прописанные в ч. 14 ст. 3.2.

Побеждает претендент, соответствующий требованиям и предложивший наименьшую цену.

Запрос предложений

Аналогично конкурсу.

Отличие: приглашения и документация направляются не позднее чем за 7 р. д. до даты окончания срока приема заявок.

Аналогично конкурсной документации.

Аналогично проведению конкурса.

Новое в заключении договора

Процедура заключения договора по итогу закупки осталась прежней. Но есть одно важное изменение — заказчик имеет право заключать договор с несколькими исполнителями. Однако это должно быть предусмотрено в Положении о закупке и включено в ее документацию.

По результатам процедуры закупки в форме торгов заказчик обязан заключить договор с победителем, указанным в протоколе.

При уклонении заказчика от подписания договора поставщик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Согласно ст. 448 ГК РФ если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

Кто подписывает договор первым? Это значения не имеет, если только что-то конкретное по этому вопросу не указано в документации.

Можно ли заключить договор с лицом, занявшим «второе место»? Можно в том случае, если победитель уклонился от заключения договора, а в положении о закупке предусмотрена возможность заключить договор с участником, занявшим второе место.

Итоговый вариант договора = Проект договора в документации заказчика Отдельные условия в заявке участника

Для всех процедур этот этап проходит по одним и тем же правилам.

Стороны подписывают договор не ранее чем через 10 и не позднее 20 дней с даты итогового протокола.

При согласовании с органом управления — не позднее 5 дней после одобрения; при обжаловании в ФАС — не позднее 5 дней после получения решения ФАС.

Внесение изменений в договор

В Положении о закупке следует предусмотреть возможность изменения условий договора: цены, объема, сроков, качества продукции.

Об изменении цены, объема и срока необходимо внести сведения на ООС.

Что должен содержать итоговый протокол? (ч.5 ст. 4 Закона №223-ФЗ)

По результатам закупки составляется итоговый протокол, который обязательно должен содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector