Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 938-90-13 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 467-82-01 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 162, бесплатно)

Собственность на землю граждан и юридических лиц

Понятие собственности на землю

Для обеспечения
рационального использования и охраны
земель служит юридическая ответственность.
Юридическая ответственность в любой
отрасли права – явление многогранное
и сложное. Как правовой институт
ответственность за правонарушения в
области использования и охраны земель
включает совокупность юридических
норм, устанавливающих неблагоприятные
последствия и порядок их возложения на
правонарушителя.

ЗК РФ включает
абсолютно новую норму, определяющую
основание дисциплинарной ответственности
за земельные правонарушения. Порядок
привлечения к такой ответственности
устанавливается специальным
законодательством (трудовым,
законодательством о государственной
и муниципальной службе и др.).

Привлечение
виновного к уголовной или административной
ответственности не освобождает от
обязанности устранить земельное
правонарушение и возместить причиненный
им вред.

Земельное
правонарушение можно определить как
виновное противоправное деяние,
нарушающее правовые нормы, регулирующие
отношения в области использования и
охраны земель.

Общим объектом
являются отношения в области использования
и охраны земель. В качестве специальных
объектов могут быть выделены отношения
собственности, землевладения,
землепользования (например, при
самовольном занятии земельного участка);
установленный порядок использования
и охраны земель (например, при использовании
земельного участка не по назначению).

Объективную сторону
образует противоправное деяние, которое
выражается в противоправных действиях
(например, захламление земель) или в
противоправном бездействии (например,
невыполнение мероприятий по охране
земель).

Субъектом земельных
правонарушений могут быть любые
физические (российские, иностранные
граждане, лица без гражданства) и
юридические лица. Нередко ответственность
несут специальные субъекты – должностные
лица органов государственной власти и
органов местного самоуправления.

Субъектами земельных
правонарушений являются как
«непосредственные» лица, которым
земельные участки предоставлены на
законном основании (например, при
использовании землевладельцем земельного
участка способами, приводящими к
ухудшению его качества), так и «сторонние»
(например, при самовольном занятии
земельного участка).

Субъективная
сторона земельных правонарушений
характеризуется виной правонарушителя,
т.е. наличием неосторожности или умысла.

Собственность на землю граждан и юридических лиц

За земельные
правонарушения законодательство
предусматривает административную,
уголовную, гражданскую и дисциплинарную
ответственность.

Одним из принципов
земельного законодательства, закрепленный
в ЗК РФ, является установленное в ст.1
ЗК РФ положение, согласно которому
правовой режим земель определяется
исходя из их принадлежности к той или
иной категории и разрешенного использования
в соответствии с зонированием территорий
и требованиями законодательства.

Строгое следование
субъектами земельных правоотношений
целевому использованию земель является
важнейшей составляющей всего земельного
законодательства, т.к. правовой режим
эксплуатации земельных участков в
первую очередь выражается в отнесении
их к конкретным категориям земель.

Суть принципа
использования земель в соответствии с
их основным целевым назначением
заключается в том, что ни собственник
земельного участка, ни его владелец,
пользователь или арендатор не вправе
изменять целевое назначение земельного
участка по своему усмотрению.

На основании данных
государственного земельного кадастра
разрешаются вопросы использования тех
или иных земель в сельском или лесном
хозяйстве или для размещения промышленных,
транспортных, энергетических или иных
сооружений либо населенных пунктов.

Категория земель
указывается в актах федеральных органов
исполнительной власти, актах органов
исполнительной власти субъектов РФ и
актах органов местного самоуправления
о предоставлении земельных участков;
договорах, предметом которых являются
земельные участки; документах
государственного земельного кадастра;
документах о государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним.

Отнесение земель
к категориям, перевод их из одной
категории в другую осуществляется в
соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 ЗК
РФ в следующем порядке:

  1. земель, находящихся
    в федеральной собственности –
    Правительством РФ;

  2. земель, находящихся
    в собственности субъектов РФ, и земель
    сельскохозяйственного назначения,
    находящихся в муниципальной собственности,
    – органами исполнительной власти
    субъектов РФ;

  3. земель, находящихся
    в муниципальной собственности, за
    исключением земель сельскохозяйственного
    назначения, – органами местного
    самоуправления.

Собственность на землю граждан и юридических лиц

Земель, находящихся
в частной собственности:

  1. земель
    сельскохозяйственного назначения –
    органами исполнительной власти
    субъектов РФ;

  2. органами местного
    самоуправления.

Правовое регулирование
отношений, возникающих в связи с
переводом земель или земельных участков
в составе таких земель из одной категории
в другую, осуществляется специальным
Федеральным законом от 21 декабря 2004 г.
№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую».

Для перевода
земель или земельных участков из одной
категории в другую заинтересованным
лицом подается ходатайство о переводе
в исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления,
уполномоченные на рассмотрение этого
ходатайства. В нем указывается кадастровый
номер земельного участка, категория
земель, в состав которой входит земельный
участок, и категория земель, перевод в
состав которой предполагается осуществить;
обоснование перевода и правоустанавливающие
документы на переводимый земельный
участок.

К ходатайству
прилагаются землеустроительная,
градостроительная и иная документация,
связанная с использованием, охраной и
перераспределением земель; выписка из
государственного земельного кадастра,
выписка из Единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество
и сделок с ним; заключение государственной
экологической экспертизы, согласие
правообладателя земельного участка на
перевод земельного участка из одной
категории в другую, расчеты потерь
сельскохозяйственного производства и
потерь лесного хозяйства.

По результатам
рассмотрения ходатайства уполномоченным
органом принимается решение о переводе
земель или земельных участков из одной
категории в другую либо решение об
отказе в переводе.

Собственность на землю граждан и юридических лиц

Земельная реформа, проведенная в России, стала детерминантой того, что созрела необходимость отказаться от исключительно государственной собственности на землю. Иными словами, появились новые виды земли: частная и муниципальная.

Перед тем как перейти к раскрытию основной темы статьи, необходимо выделить ключевые отличия дефиниций «собственность» и «право собственности».

Обратившись к юридической теории, можно сделать вывод о том, что собственность – это форма присвоения любых предметов, будь то средства и орудия труда или же предметы потребления, иными словами, это то, что произведено самой природой либо усилиями человека. Право собственности – это совокупность всех правомочий владения, распоряжения, пользования имуществом, которые принадлежат владельцу земли – субъекту.

Если обратиться к главному нормативно-правовому акту России – Конституции РФ, то в ст. 35 и ст. 36 закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

1. Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная
ответственность за совершение земельных
правонарушений предусмотрена в ст. 75

ЗК
РФ. В ней речь идет о двух видах земельных
правонарушений: проектирование,
размещение и ввод в эксплуатацию
объектов, оказывающих негативное
(вредное воздействие на состояние
земель, и загрязнение земель химическими
и радиоактивными веществами,
производственными отходами и сточными
водами.

нодательством
о государственной и муниципальной
службе, законодательством о дисциплинарной
ответственности глав администраций,
федеральными зако-

нами
и иными нормативными правовыми актами
РФ законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов РФ.

Объекты и субъекты частной собственности на землю

Земельный кодекс РФ дает четкую трактовку понятию частная собственность – это земельные участки, которые были приобретены гражданином или же юрлицом на основаниях, изложенных в современном российском законодательстве. Иными словами, приобретение участка должно осуществляться законно.

При этом законодательно установлено, что все граждане и юридические лица без исключения имеют равные права на доступ к приобретению земельного участка в собственность. Кроме того, не существует различий и в правомочиях указанных лиц, а также в дальнейшем правовом режиме оформленных земель.

На сегодняшний день выделяется два основных вида частной собственности на землю:

  • индивидуальная собственность, правообладателем которой является гражданин или же юридическое лицо.
  • общая собственность.
Предлагаем ознакомиться:  Какие выплаты при сокращении положены сотрудникам

Таким образом, владение, распоряжение или же пользование земельными участками может осуществляться субъектами права как в индивидуальном порядке, так и общественном.

Общая собственность на участок земли может возникнуть в двух случаях:

  • в силу закона (норма закреплена законодательными актами РФ);
  • по договору между участниками (при этом происходит объединение земельных участков субъектов по добровольному согласию).

При этом выделяются следующие виды общей частной собственности:

  • совместная (в указанном случае не происходит выделение долей земли, которые должны были принадлежать каждому из участников соглашения);
  • долевая (каждый субъект правоотношений заранее знает о своей доли в собственности).

Порядок передачи земли в частную собственность регламентируется ЗК РФ. Ст. 28 данного Кодекса гласит, что земельный участок, который находится в государственной или же муниципальной собственности, может быть передан гражданину или юридическому лицу за определенную плату. Но данная статья регламентирует одномоментно возможность передачи земельного участка бесплатно, если существуют основания, перечисленные в ЗК РФ, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ.

Для этого субъекты правоотношений должны доказать факт владения земельным участком на праве бессрочного использования. В данном конкретном случае речь идет уже не о предоставлении муниципальной или государственной земли, а о процедуре изменения вида собственности с постоянного пользования участком на право собственности.

Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность. Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам. Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.

Сделка, которая позволяет приобрести земельный участок бесплатно, должна быть зарегистрирована в учреждении юстиции, регистрирующем права собственности. Только в этом случае владение землей будет считаться полностью законным.

Законодательство РФ предусматривает категории земельных участков, которые не могут быть переданы в частную собственность. Иными словами, ст. 27 ЗК РФ устанавливает ограничения на оформление земли в частную собственность следующих категорий:

  • изъятые из оборота (таковыми являются участки, отнесенные к заповедным зонам и национальным паркам);
  • ограниченные в обороте (земли в составе лесничества).

Правовой режим пользования, распоряжения и владения сельскохозяйственными землями намного либеральнее. Но при этом государство также может накладывать определенные ограничения на правомочия со стороны собственника. Кроме того, субъектами права должен выполняться ряд обязанностей:

  • своевременная оплата земельного налога;
  • осуществление мероприятий, направленных на охрану земельных участков;
  • соблюдение регламента градостроения;
  • своевременное использование и облагораживание территорий;
  • эффективное использование земли в соответствии с первоначальными целями.

Объекты частной собственности на землю прописаны в ст. 15 ЗК РФ. В частности, это:

  • земля, которая прошла оформление согласно законодательству РФ и на праве собственности принадлежит гражданину или юридическому лицу;
  • земля, которая считается государственной или муниципальной собственностью.

При этом объекты права должны обладать следующими характеристиками:

  • индивидуализация (каждый участок должен иметь кадастровый номер, границы, определенные и зафиксированные в официальной документации, площадь, а также определенный вид пользования и предназначения, разрешенный госорганами);
  • качественные характеристики (например, выделенные доли, если предусмотрена общая долевая собственность);
  • кадастровая оценка стоимости земельного участка;
  • оборотоспособность территории;
  • делимость участка, т.е. соответствующий размер.

Субъекты права частной собственности также определены ст. 15 ЗК РФ. Это лица, которые являются собственниками того или иного участка земли, но при этом должен быть полностью соблюден порядок и процедура признания их таковыми.

Субъектами частной собственности считаются:

  • физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, на которых наложены государством определенные ограничения, лица без гражданства);
  • юридические лица (в том числе и иностранные с ограниченными правами);
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Процедура приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, подразумевает собой соблюдение определенных этапов:

  • Перед оформлением сделки необходимо провести межевание участка, если существуют какие-либо вопросы о правомерности установленных границ. Кроме того, этого требует порядок составления картографических и геодезических документов.
  • После выделения определенной территории надел ставится на кадастровый учет, что придает ему характер индивидуализации.
  • На третьем этапе проводится экспертиза, которая позволяет выявить законодательные нарушения или их отсутствие при определении границ надела.
  • Представленная заявителем документация подлежит тщательному анализу, что позволяет подтвердить наличие прав субъекта на эксплуатацию земли и отсутствие дополнительных обременений на этот участок.
  • После проверки осуществляется оформление свидетельства о собственности с передачей всех правомочий заявителю и выдача подтверждающих документов.

Предусмотрены российским законодательством и основания, которые могут стать причиной для прекращения права частной собственности как в добровольном порядке, так и принудительном.

Особо
охраняемые природные тер
– участки земли и водного пространства,
кот имеют особое природоохранное,
научное, культурное, эстетическое,
рекреационное и оздоровительное знач,
изъятые решениями органов гос власти
полностью / частично из хоз использования
и для кот установлен режим особой охраны
(ФЗ “Об особо охраняемых природ
тер-иях” от 14.03.95 № 33-ФЗ, в ред. от
30.12.2008). Особо охраняемые природные тер
относятся к объектам общенац достояния.

1-
гос природные заповедники, в том числе
биосферные; 2- нац парки; природные парки;
3- гос природные заказники; памятники
природы; 4- дендрологические парки и
ботанические сады; 5- лечебно-оздоровительные
местности и курорты.

Правительство
РФ, органы исполнит власти субъектов
РФ и органы местного самоуправления
могут устанавливать иные формы особо
охраняемых природ тер-й (памятники
садово-паркового искусства, охраняемые
береговые линии, речные системы, природные
ландшафты, микрозаповедники.).

Управление
и контроль в области организации и
функционирования гос природ заповедников,
нац парков и др особо охраняемых природ
тер-й фед знач осущ-ет фед орган исполнит
власти в области охраны окруж среды.
Органы
местного самоуправления осущ управление
и контроль в области организации и
функционирования особо охраняемых
природ тер-й местного значения.

В
целях оценки состояния природно-заповедного
фонда ведется гос
кадастр особо охраняемых природ тер-й,
кот предусматривает сведения.

1-
о статусе этих тер-й; 2-их географич
положении и границах; 3-режиме,
природопользователях; 4-эколого-просветительской,
научн, экономич, историч и культурной
ценности.

Земельным
кодексом предусмотрена спец категория
земель в земел фонде – земли особо
охраняемых тер-й – кот имеют особое
ценное знач, кот в установленном порядке
изъяты полностью / частично из хоз
использования и оборота и для кот
установлен особый правовой режим.

В
состав земель
особо охраняемых тер-йвходят
земли.

1-
особо охраняемых природ тер-й, в том
числе лечебно-оздоровительных местностей
и курортов; 2- природоохранного назнач-я;
3- рекреационного назнач-я; 4-
историко-культурного назнач-я.

Порядок
отнесения земель к землям особо охраняемых
тер-й фед значения, порядок их использования
и охраны устанавливает Правительство
РФ на основании фед законов.

9.2. Административная ответственность за земельные правонарушения

Основанием
административной ответственности
является административное правонарушение
(проступок). Субъектами земельных
правонарушений, при совершении которых
применяются меры административной
ответственности, могут быть граждане
должностные лица и юридические лица.
Виды земельных правонарушений, за
совершение которых виновные привлекаются
к административной ответственности,
закреплены Кодексом об административных
правонарушениях.

Административная
ответственность – наиболее распространенный
вид ответственности за земельные
правонарушения.

Субъектами
административной ответственности за
земельные правонарушения являются
физические (в том числе должностные) и
юридические лица.

Административная
ответственность за земельные правонарушения
в федеральном законодательстве
предусмотрена в виде административного
штрафа, и лишь за неповиновение законному
распоряжению или требованию должностного
лица госземконтроля, а равно
воспрепятствование осуществлению этим
должностным лицом служебных обязанностей
возможно наложение предупреждения.

Административный штраф – денежное
взыскание, и выражается в величине,
кратной минимальному размеру оплаты
труда, установленному федеральным
законом на момент окончания или пресечения
правонарушения. Фактически все составы
земельных правонарушений предусматривают
различные размеры штрафов в зависимости
от их субъектов (физических, должностных,
юридических лиц). Предупреждение
выносится в письменной форме.

Предлагаем ознакомиться:  Снятие ареста с квартиры наложенного судом

1) противоправные
деяния, нарушающие право собственности
и иные права на землю (например, самовольное
занятие земельного участка – ст. 7.1;
самовольное занятие земельного участка
лесного фонда или участка леса, не
входящего в лесной фонд – ст. 7.9);

2) противоправные
деяния, нарушающие правила использования
земель и их охраны (например, нарушение
режима использования земельных участков
в водоохранных зонах и прибрежных
полосах водных объектов – п. 2 ст. 8.12;
использование земель не по назначению,
а равно невыполнение установленных
требований и обязательных мероприятий
по улучшению земель и охране почв от
ветровой, водной эрозии и предотвращению
других процессов, ухудшающих качественное
состояние земель – ст. 8.8);

3) противоправные
деяния, нарушающие правила управления
земельным фондом (например, незаконный
отвод земельных участков на особо
охраняемых землях историко-культурного
назначения – ст. 7.16; неповиновение
законному распоряжению или требованию
должностного лица органа госземконтроля
– п. 1 ст. 19,4).

Административные
взыскания за земельные правонарушения,
предусмотренные кодексом об административных
правонарушениях, будут налагаться в
соответствии с компетенцией, установленной
в гл. 23 кодекса: мировыми судьями;
должностными лицами, выполняющими
надзорные и контрольные функции,
федеральных органов исполнительной
власти, их учреждений, структурных
подразделений и территориальных органов,
а также иных уполномоченных органов.

Те дела, которые предусмотрены законами
субъектов РФ, будут рассматриваться в
пределах полномочий, установленных
этими законами: мировыми судьями;
должностными лицами уполномоченных
органов и учреждений органов исполнительной
власти субъектов РФ; административными
комиссиями или коллегиальными органами,
создаваемыми в соответствии с законами
субъектов РФ.

3. Уголовная ответственность.

Уголовная
ответственность к виновным применяется
за совершение земельного правонарушения,
являющегося общественно опасным деянием,
или «земельного» преступления. В ст.
254 УК РФ предусмотрена

ответственность
за порчу земли, в ст. 170 – за регистрацию
незаконных сделок с землей. Санкции
уголовного и административного права
применяются за земельные правонарушения
на альтернативной основе, меры
ответственности других отраслей права
могут быть применены одновременно за
одно и то же правонарушение.

Отношения,
возникающие при причинении вреда
земельными правонарушениями, регулируются
ст. 76 ЗК РФ. Юридические лица, граждане
обязаны возместить в полном объеме
вред, причиненный в результате совершения
ими земельных правонарушений. В п. 2 ст.
75 ЗК РФ предусмотрена обязанность лица,
привлеченного к уголовной или
административной ответственности за
совершение земельного правонарушения,
возместить причиненный нарушением
вред.

ЗК
РФ предусматривает основания прекращения
прав на земельные участки – права
собственности, постоянного (бессрочного)
пользования, пожизненного наследуемого
владения, аренды (ст. 44-55 ЗК РФ).

4При этом принудительное прекращение
права постоянного (бессрочного)
пользования, пожизненного наследуемого
владения, аренды предусмотрено ЗК РФ
как санкция за земельное правонарушение(специальная земельная ответственность.)

Государственная регистрация общей долевой собственности на землю

Статья
4. единый государственный водный фонд.
в соответствии с основами водного
законодательства союза сср и союзных
республик все воды (водные объекты) в
рсфср входят в состав единого
государственного водного фонда.

1)
реки, озера, водохранилища, другие
поверхностные водоемы и водные источники,
а также воды каналов и прудов;

2)
подземные воды и ледники;

3)
внутренние моря и другие внутренние
морские воды СССР;

4)
территориальные воды (территориальное
море) СССР.

Объект недвижимости, расположенный на неделимом земельном участке, может быть приобретен на праве общей долевой собственности или аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, при этом учитываются доли в праве собственности на здание. Для приобретения права общей собственности на земельный участок все участвующие стороны должны совместно обратиться в государственный орган местного самоуправления с заявлениями о приобретении прав собственности на земельный участок (ст. 245 ГК РФ), к заявлениям необходимо приложить кадастровый паспорт объекта.

9.2. Административная ответственность за земельные правонарушения

Нарушение
горного законодательства в соответствии
со ст. 49 Закона «О недрах» можно разделить
на несколько групп.

– в
предоставлении лицензии на пользование
недрами по основаниям, не предусмотренным
настоящим Законом;

– в
нарушении установленного законодательством
порядка пользования недрами;

– в
самовольном пользовании недрами;

– в
выборочной (внепроектной) отработке
месторождений, приводящей к необоснованным
потерям запасов полезных ископаемых и
других нарушениях рационального
использования недр, приводящих к порче
месторождения;

– в
нарушении права собственности на
геологическую и иную информацию о недрах
либо ее конфиденциальности;

– в
систематическом нарушении порядка
внесения платы при пользовании недрами;

– в
уничтожении или повреждении скважин,
пройденных с целью наблюдения за режимом
подземных вод, а также маркшейдерских
и геодезических знаков;

– в
неприведении участков земли и других
природных объектов, нарушенных при
пользовании недрами, в состояние,
пригодное для их дальнейшего использования
и др., несут уголовную ответственность
в соответствии с законодательством РФ,
а также административную ответственность
в соответствии с законодательством РФ
и законодательством субъектов РФ.

Законодательством
может быть установлена ответственность
за другие нарушения настоящего Закона.

– нарушение
требований по охране недр и гидроминеральных
ресурсов, которое может вызвать их
загрязнение либо привести месторождение
полезных ископаемых и гидроминеральных
ресурсов в состояние, непригодное для
разработки;

– выборочная
(внепроектная) отработка месторождений
полезных ископаемых, приводящая к
необоснованным потерям запасом полезных
ископаемых;

– иное
нерациональное использование недрами,
ведущее к сверхнормативным потерям при
добыче полезных ископаемых или при
переработке минерального сырья;

– невыполнение
требований по проведению маркшейдерских
работ, приведению ликвидируемых или
консервируемых горных выработок и
буровых скважин в состояние, обеспечивающее
безопасность населения и окружающей
природной среды, либо невыполнение
требований по сохранности месторождений
полезных ископаемых, горных выработок
и буровых скважин на время их консервации.

Данный
перечень не является исчерпывающим.

К
административной ответственности за
нарушение правил охраны и использования
недр виновные могут быть привлечены по
общим статьям КоАП РФ – 8.1–8.5.

– судей;

– органов,
осуществляющих государственный
геологический контроль, т. е. МПР России;

– органов
государственного горного и промышленного
надзора.

Статья
255 УК РФ предусматривает ответственность
за нарушение правил охраны и использования
недр и за самовольную застройку площадей
залегания полезных ископаемых, если
эти деяния повлекли причинение
значительного ущерба.

Приобретение земельного участка из муниципальной собственности

Юридические лица, так же как и граждане, могут приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на единых основаниях. Процедура купли-продажи давно прошла утверждение и практически не изменяется с течением времени:

  • На первом этапе необходимо направить заявление в орган местного самоуправления на приобретение участка или участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
  • После того, как госорганы примут решение о купле-продаже земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства, предложение приобретения участка адресуется заявителю.
  • Если были выявлены какие-либо нарушения в документации (например, неправильно проведена кадастровая оценка), то проводится процедура по их устранению.
  • Далее следует оформление договора купли-продажи, что регламентируется ст. 32 ЗК РФ.

Что касается приобретения земли иностранным гражданином, то здесь государство накладывает определенные ограничения. В частности, таким субъектам запрещена покупка земли на приграничных территориях (даже если проведена государственная оценка, участок поставлен на кадастровый учет и т.д.).

Кроме того, иностранные граждане, доля капитала которых составляет более 50% при оформлении права собственности, не имеют право приобретения земель сельскохозяйственного предназначения. Они предоставляются им на правах аренды. Основания прописаны в Законе №101-ФЗ.

Не предусмотрена законодательством РФ и возможность получения бесплатно иностранным гражданином земельного участка с правом постоянного пользования (ст. 20 п. 5 ЗК РФ). Приобретение такого участка может проходить только за плату после того, как будет проведена кадастровая оценка.

Предлагаем ознакомиться:  Аренда лесного участка 🌳 Заключение и регистрация договора аренды, внесение изменений в договор аренды

Выкуп земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может происходить только в следующих ситуациях:

  • приобретение происходит собственником капитального строительства на территории этой земли. При этом субъект выплачивает стоимость, но не выше той, которая была установлена в момент оценки;
  • выкуп доли земельного участка собственниками многоквартирного жилого помещения;
  • приобретение земли по праву бессрочного пользования;
  • выкуп участка гражданами, которые стали обладателями права на землю до наступления 29 октября 2001 года;
  • покупка земли гражданами и юридическими лицами с целью строительства жилого помещения;
  • приобретение участка для целей, не связанных со строительными работами;
  • выкуп участка лицом, который подписал договор на развитие территории.

Содержание

Лесное
зак-во состоит из Лесного кодекса РФ,
др федер законов и иных НПА РФ, а также
законов и иных нормативных правовых
актов субъектов РФ.

Лес
– это сов-ть всех растит организмов,
древесных, кустарниковых, травянистых
и др растений (мхов, лишайников и пр.).

По
целевому назначению леса:
защитные, эксплуатационные и резервные
(СТ 10 ЛК РФ). Выдел-ся:
особо защитные участки лесов
(берегозащитные, почвозащитные участки
лесов вдоль водных объектов; опушки
лесов; заповедные лесные участки; с
наличием реликтовых растений; места
обитания редких животных).

Гос
органы управления лесным хоз-вом вправе
издавать акты, содержащие нормы лесного
права, в случаях и пределах, установл
зак-вом РФ.

Животный
мир
– это сов-ть живых организмов, всех
видов диких животных, постоянно или
временно насляющих тер-рию РФ, а также
относ-ся к природным ресурсам
континентального шельфа и исключит эк
зоны РФ.

В
состав зак-ва о животном мире входят ФЗ
«О жив мире» от 24.04.95 №52-ФЗ (ред 03.12.08) и
принимаемые в соотв с ним законы и иные
нормативные прав акты.

1)
обеспечения биологич разнообразия,
устойч исп-ния всех его компонентов;

2)
создания условий для устойч сущ-ния
животн мира;

3)
сохранения генетич фонда диких животных;

4)
иной защиты жив мира как неотъемлемого
элемента природной среды.

1.
Понятие, предмет и система земельного
права 3

1.1.
Понятие и предмет земельного права 3

1.2.
Система земельного права 3

 2.
Методы и принципы земельного права 4

2.1.
Методы правового регулирования земельных
отношений 4

2.2.
Принципы земельного права 5

 3.
Источники земельного права 6

4.
Земельные правоотношения 9

4.1.
Понятие и виды земельных правоотношений 9

4.2.
Субъекты земельных правоотношений 9

4.3.
Объекты земельных правоотношений 10

4.4.
Основания возникновения и прекращения
земельных правоотношений 11

5.
Право собственности на землю 12

5.1.
Понятие и виды права собственности на
землю 12

5.2.
Государственная собственность на
землю 13

 5.3.
Муниципальная собственность на землю 14

5.4.
Частная собственность на землю 15

5.5.
Общая собственность на земельные
участки 17

5.6.
Основания возникновения права частной
собственности на землю 18

5.7.
Основания прекращения права частной
собственности на земельные участки 23

6.
Иные виды прав на землю 25

6.1.
Право пожизненного наследуемого
владения 25

6.2.
Право постоянного (бессрочного)
пользования 27

6.3.
Сервитут 29

6.4.
Аренда земельных участков 31

6.5.
Безвозмездное срочное пользование
земельными участками 35

7.
Управление земельными ресурсами 37

7.1.
Общая характеристика управления
земельными ресурсами 37

7.2.
Органы, осуществляющие управление
земельными ресурсами 38

7.3.
Содержание управления земельными
ресурсами 39

8.
Плата за землю 46

9.
Ответственность за правонарушения в
области использования и охраны земель 51

9.1.
Понятие и основания ответственности
в области использования и охраны
земель 51

9.2.
Административная ответственность за
земельные правонарушения 52

9.3.
Уголовная ответственность за земельные
правонарушения 54

9.4.
Гражданско-правовая ответственность
за земельные правонарушения 55

9.5.
Дисциплинарная ответственность за
земельные правонарушения 56

10.
Правовое регулирование оборота земельных
участков 57

10.1.
Договор купли-продажи земельного
участка 57

10.2.
Договор дарения 59

10.3.
Залог земельного участка (ипотека) 60

10.4.
Договор мены земельного участка 62

10.5.
Наследование земельных участков 63

10.6.
Особенности правового регулирования
оборота земель сельскохозяйственного
назначения 65

11.
Защита земельных прав граждан и
юридических лиц и порядок разрешения
споров 68

11.1.
Понятие и виды земельных споров 68

11.2.
Стадии рассмотрения земельных споров 70

12.
Правовой режим отдельных категорий
земель 70

12.1.
Понятие земельной категории. Перевод
земель из одной категории в другую 70

12.2.
Правовой режим поселений 72

12.3.
Земли промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики; земли для
обеспечения космической деятельности;
земли обороны, безопасности и земли
иного специального назначения 73

Примерный
перечень вопросов к зачету 77

Литература 79

9.1. Понятие и основания ответственности в области использования и охраны земель

Статья
35. Разработка и установление нормативов
допустимого воздействия на водные
объекты и целевых показателей качества
воды в водных объектах

1.
Поддержание поверхностных и подземных
вод в состоянии, соответствующем
требованиям законодательства,
обеспечивается путем установления и
соблюдения нормативов допустимого
воздействия на водные объекты.

2.
Нормативы допустимого воздействия на
водные объекты разрабатываются на
основании предельно допустимых
концентраций химических веществ,
радиоактивных веществ, микроорганизмов
и других показателей качества воды в
водных объектах.

3.
Утверждение нормативов допустимого
воздействия на водные объекты
осуществляется в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.

4.
Количество веществ и микроорганизмов,
содержащихся в сбросах сточных вод и
(или) дренажных вод в водные объекты, не
должно превышать установленные нормативы
допустимого воздействия на водные
объекты.

5.
Целевые показатели качества воды в
водных объектах разрабатываются
уполномоченными Правительством
Российской Федерации федеральными
органами исполнительной власти для
каждого речного бассейна или его части
с учетом природных особенностей речного
бассейна, а также с учетом условий
целевого использования водных объектов,
расположенных в границах речного
бассейна.

6.
Целевые показатели качества воды в
водных объектах утверждаются в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации.

Ст
36. Государственный надзор в области
использования и охраны водных объектов

Под
государственным надзором в области
использования и охраны водных объектов
понимаются деятельность уполномоченных
федерального органа исполнительной
власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
направленная на предупреждение, выявление
и пресечение нарушений)

1)
запрашивать и получать на основании
мотивированных письменных запросов от
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных
организаций, юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и граждан информацию
и документы, необходимые в ходе проведения
проверки;

2)
беспрепятственно по предъявлении
служебного удостоверения и копии приказа
(распоряжения) органа государственного
надзора о назначении проверки посещать
территории, здания, помещения, сооружения,
используемые юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями при
осуществлении своей деятельности, в
целях проведения мероприятий по контролю;

3)
проводить отбор проб сточных вод и воды
водных объектов для проведения
исследования (испытания) таких вод;

4)
выдавать предписания о прекращении
нарушений обязательных требований и
об устранении выявленных нарушений, о
проведении мероприятий по охране водных
объектов, а также об организации контроля
за соответствием сточных вод нормативам
допустимого воздействия на водные
объекты и воздействием сточных вод на
них;

5)
осматривать в установленном порядке и
при необходимости задерживать суда (в
том числе иностранные) и другие плавучие
средства, допустившие загрязнение с
судов нефтью, вредными веществами,
сточными водами или мусором либо не
принявшие необходимых мер по предотвращению
такого загрязнения водных объектов;

6)
уведомлять в письменной форме стороны,
заключившие договор водопользования,
о результатах проверок, выявленных
нарушениях условий использования водных
объектов;

7)
составлять протоколы об административных
правонарушениях, связанных с нарушением
обязательных требований, рассматривать
дела об указанных административных
правонарушениях и принимать меры по
предотвращению таких нарушений;

8)
предъявлять иски в суд, арбитражный суд
в пределах своей компетенции;

9)
привлекать в установленном законодательством
Российской Федерации порядке экспертов,
экспертные организации к проведению
мероприятий по контролю;

10)
проверять соблюдение обязательных
требований к использованию и охране
водных объектов, земельных участков и
иных объектов недвижимости, расположенных
в границах водоохранных зон.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector