Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 938-90-13 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 467-82-01 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 162, бесплатно)

Налоговые нерезиденты это

Налоговый НЕРЕЗИДЕНТ – РЕЗИДЕНТ РФ – России, налоговое законодательство

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCC5ucy2OAKspWhO0beCX5mg

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Налоговые нерезиденты это

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в дипломатическом паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей.

Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Налоговые нерезиденты это

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн.  24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Налоговые нерезиденты это

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ.

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч.

по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

В статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации критерием для определения налогового резидента является время нахождения физического лица на территории РФ — от 183 календарных дней на протяжении 12 идущих подряд месяцев. Причем в пп. 2.1 и 3 статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации описаны также причины выезда за границу, которые не берутся во внимание при исчислении периода:

  • на срок не больше 6 месяцев для лечения либо обучения;
  • на морские месторождения углеводородного сырья;
  • заграничные командировки военнослужащих, сотрудников госорганов власти и органов местного самоуправления.

Резидентами РФ являются также физические лица, которые пребывали на территории Республики Крым с 18 марта по 31 декабря 2014 г. При этом не длительные (до 6 месяцев) выезды из РФ не прерывают расчетный период.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Остальные физические лица при получении доходов от источников в России признаются физлицами нерезидентами.

По общему правилу статус получателя дохода нужно определять по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России. Период, за который определяется количество дней пребывания в России, равен 12 месяцам, следующим подряд (независимо от того, к одному календарному году эти месяцы относятся или к разным). Человек считается налоговым резидентом, если он находился на территории России 183 дня и более.

Период нахождения человека в России не прерывается на периоды его выезда за границу:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
  • для исполнения трудовых или других обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Примечание

: Пункт 2

статьи 207

Налогового кодекса РФ.

В течение налогового периода 12-месячный период определяется на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Налоговый статус, определенный по итогам года, не меняется и в зависимости от продолжительности пребывания сотрудника в России в следующем году (письмо Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-79). То есть если по состоянию на 31 декабря 2017 года сотрудник был признан нерезидентом, а в январе 2018 года стал резидентом, сумма НДФЛ, удержанного в 2017 году, не пересчитывается.

Общие правила определения статуса налогового резидента не распространяются:

  • на иностранцев, приглашенных в Россию на работу в качестве высококвалифицированных специалистов;
  • на иностранцев, которые признаны беженцами или получили в России временное убежище.

Кто такие нерезиденты?

В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

  • для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Кроме того, независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Из приведенных положений следует, что налоговые резиденты – это любые люди, которые находятся на территории РФ 183 календарных дня и более в течение 12 следующих подряд месяцев, а также российские военные, проходящие службу за границей, и сотрудники муниципальных и государственных органов власти, командированные за рубеж.

Налоговый нерезидент – физическое лицо, которое находится на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Отметим, что гражданство страны, место рождения или жительства физического лица не влияют на определение налогового статуса. Налоговым нерезидентом по НДФЛ может быть и гражданин РФ.

Если российский гражданин является нерезидентом, НДФЛ в отношении его доходов рассчитывается и перечисляется в бюджет так же, как и в отношении прочих нерезидентов. Никаких специальных правил нет. Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Как определить налогового резидента

В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:

  • корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
  • филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).

В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:

  1. Место, где располагается основной офис предприятия.
  2. Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
  3. Место, где располагаются финансовые отделы компании;
  4. Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).

Во избежание двойного налогообложения, в случае, когда организация зарегистрирована в одной стране, а деятельность осуществляет в нескольких, составляется интернациональный договор. В нем определяются критерии налогообложения доходов, и в договорной форме урегулируется конфликт интересов.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

У Российской Федерации с большинством других стран существует международное соглашение, которое освобождает юридические лица от налога за рубежом, в случае подачи декларации на территории РФ.Дополнительно стоит отметить, что сбор происходит не только с той прибыли, которая получена на территории России, но и в зарубежных странах.

Налоговый резидент в статусе физического лица — это гражданин государства, иностранец или апатрид, который выполняет обязательства перед контролирующим органом государства, согласно действующего национального законодательства.

Разные страны устанавливают свои критерии определения и подсчета налогов для физических лиц.

Предлагаем ознакомиться:  Транспортный налог: общие положения и особенности

Например, чтобы иметь статус налогового подданного в РФ, нужно соответствовать следующим требованиям:

  • безвыездное непрерывное проживание на территории РФ от 183 и более календарных дней в течение года;
  • иметь место постоянной регистрации и выполнять налоговые обязательства, предусмотренные нормами;
  • иметь данный статус могут быть как граждане нашей страны, так и люди, не являющимися ими, или лица без гражданства, выполняющие налоговые обязательства ввиду их длительного пребывания и деятельности на территории РФ;
  • военнослужащие и государственные служащие, пребывающие за границей по долгу службы или работы, вне зависимости от длительности отсутствия.

Согласно статье 224 НК РФ, для физических лиц–резидентов, ставка подоходного налога составляет 13%, а для лиц-нерезидентов — 30%. В некоторых случаях процент может варьироваться. Так, к примеру, предусмотрено снижение процентной ставки на доходы лиц в виде дивидендов до 9%.

Ниже в табличной форме приведен размер процента налогообложения для разных категорий населения.

Статус физического лица Ставка налога, %
Резидент 13
Нерезидент 30
Физические лица, получающие доходы в виде дивидендов в качестве участников компаний-резидентов 15
Иностранные граждане, работающие по патенту и относящиеся к категории высококвалифицированных специалистов 13

Другие государства могут руководствоваться дополнительными критериями при выдаче статуса налогового резидента, среди которых весомую роль играет наличие гражданства, собственного или съемного жилья, прописка семьи, сроки нахождения в том или ином месте и экономические интересы физических и юридических лиц.

Также, как и в случае с компаниями, обычный человек может считаться налоговым подданным нескольких стран, это тоже регулируется путем заключения договорных соглашений, во избежание двойного налогообложения.

Кроме этого распространенного статуса, часто используется термин «домициль». Это понятие, позволяющие конкретизировать привязку плательщика к зоне юрисдикции, как правило, характеризует место жительства или регистрации.

В российском законодательстве нет требования обязательного выполнения определенных правил, чтобы определить налогового резидента. Если физическое или юридическое лицо соответствует критериям, то его статус необходимо подтвердить следующими документами:

  • справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
  • данные миграционных карт;
  • контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
  • заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.

Определение налогового статуса очень важно, поскольку его наличие непосредственно влияет на величину итогового дохода физических и юридических лиц и на то, по каким процентным ставкам они будут платить.

Вопрос о налоговом статусе физического лица решается применительно к дате получения этим лицом дохода, с которого необходимо уплатить налог. Например, физическому лицу 10 мая 2012 года будет выплачена заработная плата за апрель. Работодателю (налоговому агенту) необходимо определиться на дату 10 мая 2012 года является ли работник налоговым резидентом, чтобы знать по какой налоговой ставке рассчитывать НДФЛ 13% или 30%.

Для этого берется 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода. В нашем примере, начало такого периода 10 мая 2013 года, окончание 09 мая 2014 года.

Далее необходимо подсчитать количество дней фактического пребывания физического лица на территории РФ за этот период. При этом, дни въезда в РФ и дни отъезда из РФ включаются в дни фактического пребывания в РФ.

Между тем, период нахождения физлица в РФ не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). В Вашем случае, когда сын выезжает не для обучения и лечения, а на каникулы, не подпадают под эту статью и не включаются в период нахождения физлица в РФ.

В итоге, если дней нахождения физлица на территории РФ набралось 183 и более, то лицо является налоговым резидентом.

Итак, период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д

ФНС утвердила процедуру подтверждения статуса налогового резидента РФ, а также бланки используемых при этом документов. Приказ ФНС от 07.11.2017

Чтобы получить документ, подтверждающий российское резидентство (например, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения), организации, ИП или физлицу нужно подать в ФНС или уполномоченный налоговый орган соответствующее заявление по утвержденной форме. Такое заявление можно представить как на бумажном носителе (лично или по почте), так и в электронном виде с помощью нового электронного сервиса, а также в «Личном кабинете налогоплательщика–физического лица».

Срок рассмотрения заявления – 40 календарных дней.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

к меню ↑

Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@, тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше.

Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

Доходы физических лиц, которые не являются резидентами России, включая те, по которым, согласно с п. 2 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации, для резидентов используется ставка 35%, подлежат обложению по ставке 30% (п. 3 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации). Этим же пунктом по некоторым типам доходов либо обстоятельствам их получения используется более низкая ставка 13%:

  1. от работы по найму иностранных граждан, которые работают по патенту;
  2. от трудовой деятельности иностранцев, с соблюдением условий признания их высококвалифицированными специалистами;
  3. от осуществления трудовой деятельности участниками (членами их семей) Государственной программы;
  4. от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, которые ходят под российским флагом;
  5. от осуществления трудовой деятельности лицами, которые признаны беженцами либо которые получили политическое убежище.

Налоговая ставка в 15% используется по дивидендам от долевого участия в российских организациях.

Кроме того, с 01.01.2015 граждане Армении, Белоруссии и Казахстана уплачивают НДФЛ в размере 13% с доходов, которые они получают по договорам найма, вне зависимости от сроков их нахождения в РФ.

По смыслу закона статусы КИК и налогового резидента РФ являются взаимоисключающими. Одна и та же компания не может одновременно быть и КИК, и налоговым резидентом РФ, поскольку КИК – по определению нерезидент.  

Как было указано выше, для квалификации компании в качестве КИК (и признания лица контролирующим) решающее значение имеет факт контроля над компанией со стороны налогового резидента РФ (в силу участия в капитале или иным образом). Тогда как для признания иностранной компании налоговым резидентом РФ решающее значение имеет факт управления компанией с территории РФ.

Однако, если уведомление налоговых органов о контроле над иностранной компанией и уплата налога с прибыли КИК – это обязанность контролирующего лица, то признание себя налоговым резидентом РФ – это лишь право самой иностранной организации. 

Если КИК одновременно имеет признаки налогового резидента РФ?

Такие ситуации возможны. Например, налоговый резидент РФ является контролирующим лицом иностранной компании в силу доли участия в ней более 25%. Одновременно он является директором компании, регулярно действующим в отношении данной компании с территории России, причём в офисе, отвечающем признакам обособленного подразделения (аналогичная ситуация возможна и тогда, когда такое контролирующее лицо является поверенным компании, действующим в России на основании генеральной доверенности).

Однако, определяя приоритетный способ налогообложения компании в таком случае, следует обратить внимание на предусмотренный законом порядок приобретения компанией соответствующего статуса.

В рассматриваемом случае осуществление контроля над КИК – это ситуация «на лицо», то есть отражение фактического положения вещей. У контролирующего лица есть обязанность уведомлять о КИК, учитывать ее доход в составе своей налоговой базы и платить налог. Если налогоплательщик не уведомил о КИК либо неправомерно не включил сумму прибыли КИК в свою налоговую базу, происходит вмешательство налогового органа.

Что же касается признания налоговым резидентом, то это «потенциальная» ситуация: для приобретения такого статуса требуется не только чтобы компания отвечала признакам налогового резидента РФ, но и чтобы она специально (в рамках определенной процедуры) была признана таковым.

Это означает, что иностранные компании «по умолчанию» (в качестве презумпции) рассматриваются как нерезиденты РФ. Если такие компании-нерезиденты контролируются резидентами РФ, то применяются правила КИК. Следовательно, в рассматриваемой ситуации механизм налогообложения КИК должен оставаться приоритетным, а признание налоговым резидентом РФ (добровольное или принудительное) – дополнительным, альтернативным механизмом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Закон предусматривает, что если иностранная организация самостоятельнопризнала себя налоговым резидентом РФ, то, при соблюдении ею налогового законодательства РФ (регулирующего налогообложение резидентов), такая организация не признается контролируемой иностранной компанией (абзац 5 пункта 8 статьи 246.2 НК РФ).

Данная законодательная норма оставляет ряд вопросов.

1. Как практически должна происходить смена статуса иностранной компании на конкретном отрезке времени и в отношении конкретных налоговых периодов?

Пример (даты и события условны). Предположим, что физическое лицо (налоговый резидент РФ) контролирует иностранную компанию с момента ее учреждения. Первым финансовым периодом данной КИК по ее личному закону является период с даты ее регистрации по 31 декабря 2018 г. Второй и последующие финансовые периоды соответствуют календарным годам.

Однако, в начале 2020 года компания направила в налоговый орган РФ заявление о признании себя налоговым резидентом РФ с 1 января 2020 года и была признана таковым начиная с указанной даты. Это означает, что с 1 января 2020 года данная компания как резидент больше не может признаваться контролируемой по отношении к вышеуказанному контролирующему лицу, и у последнего должны прекратиться соответствующие обязанности.

Но следует учитывать, что на 31 декабря 2019 года сама иностранная компания являлась нерезидентом, а лицо – имело статус контролирующего. Поэтому, его обязанности в 2020 году по уведомлению о КИК, декларированию ее прибыли в своей декларации 3-НДФЛ и уплате налога – сохраняются, поскольку относятся к налоговому периоду контролирующего лица по НДФЛ 2019 года, в конце которого и была учтена прибыль КИК за 2018 год.

А как в рассматриваемом примере будет обстоять дело с прибылью иностранной компании за ее 2019 финансовый год?

С одной стороны, если исходить из того, что декларирование прибыли становится обязанностью самой компании, ставшей с 1 января 2020 года налоговым резидентом РФ, то она, аналогично российским организациям, должна будет весной (не позднее 28 марта) 2020 года задекларировать свою прибыль за 2019 год. Здесь неизбежно возникают практические вопросы, ведь в течение налогового периода, по которому компания теперь должна отчитываться, она ещё не являлась налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций, а соответственно, не вела налоговый учет, не осуществляла авансовые платежи и т.д.

С другой стороны, если снова принять во внимание, что в 2019 году компания, еще не была налоговым резидентом РФ и являлась контролируемой, то ее прибыль за 2019 год по-прежнему должна быть учтена у ее (уже бывшего) контролирующего лица 31 декабря 2020 года, и задекларирована им по НДФЛ уже весной 2021 года.

Предлагаем ознакомиться:  Нет квартиры в личном кабинете налоговой

Таким образом, в рассматриваемом примере, корректный переход от статуса КИК к статусу налогового резидента РФ, предполагает сохранение обязанностей контролирующего лица в течение двух лет с даты формального признания иностранной компании налоговым резидентом РФ (что обусловлено установленными законом сроками декларирования доходов в виде прибыли КИК).

2. В качестве условия непризнания компании, добровольно ставшей налоговым резидентом РФ, «контролируемой» (то есть утраты ею статуса КИК), названо соблюдение ею налогового законодательства РФ, касающегося налоговых резидентов.Следует ли из этого, что бывшее контролирующее лицо КИК получает право прекратить исполнение своих обязанностей в рамках режима КИК не «автоматически» (в силу самого факта признания компании налоговым резидентом РФ), а лишь после проверки соблюдения этой компанией налогового законодательства РФ?

Предположим, что бывшее контролирующее лицо, при наступлении очередных сроков декларирования контроля над КИК и ее прибыли в составе своей налоговой базы (которые были бы обязательны для него, если бы компания оставалась КИК), не направляет уведомление о КИК и не включает прибыль данной компании в свою налоговую декларацию, ссылаясь на факт признания компании налоговым резидентом РФ с определенной даты.

Предположим также, что временной промежуток между признанием компании налоговым резидентом РФ и наступлением очередных сроков декларирования для (уже бывшего) контролирующего лица, должен позволить налоговому органу установить, соблюдает ли вновь признанная резидентом иностранная компания нормы НК РФ в требуемой части.

И если это по каким-то причинам не так, означает ли это, что к компании (а точнее – к ее контролирующему лицу) должен продолжать применяться режим КИК, несмотря на ее формальное признание налоговым резидентом? Не берёмся утверждать, имел ли именно это в виду законодатель в абзаце 5 пункта 8 статьи 246.2 НК РФ.

Делая вывод о продолжении исполнения бывшим контролирующим лицом обязанностей в режиме КИК в отношении прибыли компании, хотя и признанной налоговым резидентом РФ, но не соблюдающей уже в своем новом статусе нормы НК РФ, следует иметь в виду, что ответственность за исчисление и уплату налога на прибыль организаций с момента признания налоговым резидентом РФ должна нести сама иностранная компания.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

3. Норма абзаца 5 пункта 8 статьи 246.2 НК РФ говорит только о случае самостоятельного признания компанией себя налоговым резидентом РФ. А как должно обстоять дело в случае принудительного признания?

По-видимому, компания не должна признаваться КИК и в том случае, когда она была принудительно признана налоговым резидентом РФ (в ином случае это противоречило бы законодательному определению КИК и нарушало бы принцип однократности налогообложения).

При этом, можно предположить, что если до признания налоговым резидентом РФ компания отвечала признакам КИК по отношению к какому-либо контролирующему лицу (и такое лицо не исполняло предусмотренные законом обязанности в связи с контролем над такой компанией, о чём стало известно налоговому органу), к такому лицу могут быть применены правила КИК и последствия их несоблюдения за периоды до признания компании налоговым резидентом РФ).

1) отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев, так как налоговый статус физического лица – получателя дохода определяется налоговым агентом, от которого физическое лицо получает соответствующий доход, на каждую дату его выплаты;

2) посчитать количество дней, когда физическое лицо находилось на территории РФ в течение предыдущих 12 месяцев. Время нахождения на территории РФ рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Как рассчитывается НДФЛ с выплат сотрудникам-нерезидентам?

Кроме выяснения правовых отношений физических и юридических лиц с налоговыми государственными органами внутри страны, можно получить подтверждение резидентства, чтобы не возникало конфликта интересов и необходимости доказывать его, ведя активную деятельность за границей.

Множество государств уже выдают соответствующие сертификаты. Получить их можно и на территории РФ, обратившись органы ФНС лично или заполнив заявление онлайн. В нем нужно указать следующие данные:

  • ФИО физлица или наименование фирмы;
  • идентификационный налоговый номер (ИНН);
  • страна, в которую будет предъявлен сертификат.

Срок ответа на заявку составляет календарный месяц. В случае удовлетворения запроса можно получить данный сертификат в бумажном или электронном виде.

Примечание: Письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-04-06/7958

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

При приобретении работником статуса налогового резидента в течение года суммы вознаграждения, полученные им с начала года, облагаются НДФЛ по ставке 13%. Поскольку за месяцы, когда сотрудник еще не был резидентом, налог удерживался по ставке 30%, после пересчета НДФЛ по резидентской ставке образуются излишне удержанные суммы налога. Их следует принять к зачету при дальнейших начислениях.

Если же на конец года весь излишек зачесть не получится, то остаток работник сможет вернуть самостоятельно, заполнив декларацию 3-НДФЛ, обратившись в ИФНС по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание, что ставка НДФЛ 30% применяется к доходам не всех нерезидентов. Не ошибиться при расчете налога вам поможет Виртуальный помощник по НДФЛ для налоговых агентов.

к меню ↑

Если физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, продаст в России жилье, то с полученного дохода ему придется заплатить НДФЛ по ставке 30 процентов. При этом налоговым вычетом нерезидент воспользоваться не может. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 27.09.17 № ГД-3-11/6410@.

В отношении доходов, полученных от продажи жилья нерезидентом, налоговая база определяется без применения вычетов, а также без учета срока владения проданным имуществом. Поэтому если физлицо, не являющееся в 2017 году налоговым резидентом РФ, планирует продать в 2017 году жилой дом в России, то с полученного от продажи дохода придется заплатить НДФЛ по ставке 30 процентов.

к меню ↑

Согласно с пунктом 2 статьи 223 Налогового Кодекса Российской Федерации вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей считается полученным работником, в том числе физлицом нерезидентом, в последний день отчетного месяца, а при прекращении трудового договора — в последний рабочий день. На эту дату налоговый агент рассчитывает число дней пребывания нерезидента в РФ.

Если время нахождения физлица на территории РФ в 183 дня подтверждено, то работник считается резидентом. НДФЛ исчисляется нарастающим итогом с начала года (налогового периода) по налоговой ставке 13% учитывая удержанный налог в прошедшие месяцы по ставке 30%.

После завершения налогового периода перерасчет и возврат НДФЛ производит ФНС когда будут поданы декларация 3-НДФЛ и документы, которые подтверждают статус налогового резидента, в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка равна 13 %, если иное не предусмотрено данной статьей. Пунктом 3 этой статьи определено, что налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых:

  • в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15 %;

  • от осуществления трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка составляет 13 %;

  • от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 %;

  • от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ, в отношении которых налоговая ставка равна 13 %;

  • от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 %;

  • от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ согласно Федеральному закону № 4528-1[2], в отношении которых налоговая ставка составляет 13 %.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком:

  • от источников в РФ и (или) за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

  • от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=userthesvetlanashin

Таким образом, удержать НДФЛ необходимо только с тех доходов нерезидента, которые он получил от источников в РФ. Согласно ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ, в частности, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

  • доходы, полученные от использования в РФ авторских или смежных прав;

  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ;

  • доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

  • доходы от реализации в РФ акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;

  • доходы от реализации прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ;

  • доходы от реализации иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;

  • вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;

  • вознаграждения и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;

  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

Кроме того, при определении доходов нерезидентов необходимо учитывать следующие нюансы:

  • к доходам нерезидентов применяются общие правила о полном или частичном освобождении отдельных видов выплат от обложения НДФЛ, перечень которых установлен ст. 217 НК РФ;

  • при выявлении выплат, с которых нужно удержать налог, принимается во внимание соглашение об избежании двойного налогообложения между РФ и страной, резидентом которой является работник, поскольку им также могут быть предусмотрены основания для освобождения от обложения НДФЛ отдельных выплат.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. Пунктом 3 ст. 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, закрепленных в ст. 218 – 221 НК РФ.

Таким образом, имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, применяется только к подлежащим налогообложению по ставке 13 % доходам физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами в соответствии со ст. 207 НК РФ.

Следовательно, указанные налоговые вычеты к доходам нерезидентов применять нельзя.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (кроме установленной п. 1 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 210 НК РФ). При этом сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Валютный резидент – нерезидент

Понятия резидента и нерезидента в понятиях закона о валютном регулировании (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). К резидентам относятся:

  • граждане РФ;
  • иностранцы, постоянно проживающие в РФ (с видом на жительство);
  • юридические лица РФ;
  • зарубежные представительства юридических лиц РФ;
  • официальные представительства РФ за рубежом;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Соответственно, к нерезидентам относятся:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • зарубежные юридические лица;
  • зарубежные организации, не являющиеся юридическими лицами;
  • официальные представительства иностранных государств в РФ;
  • межгосударственные организации и их представительства в РФ;
  • филиалы и представительства зарубежных юридических лиц и организаций в РФ;
  • все иные лица, не являющиеся резидентами.

Примечание: Понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в данном году).

https://www.youtube.com/watch?v=useroksana0283

к меню ↑

Налоговая служба напомнила, какие граждане являются резидентами для целей валютного законодательства, а также рассказала, какие штрафы ждут тех, кто не уведомил ИФНС об открытии/закрытии счетов в банках, расположенных за пределами РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет за школьные кружки

Примечание: Письмо ФНС от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523

Итак, «валютными» резидентами признаются граждане РФ. И если резидент открыл/закрыл счет/вклад в банке, находящемся за пределами РФ, или изменились реквизиты этого счета/вклада, то резидент должен об этом уведомить ИФНС. И кроме того, в его обязанности входит представление отчета о движении средств по такому счету/вкладу.

За неподачу, например, уведомления гражданину грозит штраф в размере от 4000 руб. до 5000 руб. Если же он все же уведомил ИФНС, но с нарушением срока, то штраф составит от 1000 руб. до 1500 руб.

к меню ↑

Надо ли применять налоговые вычеты при расчете НДФЛ с выплат нерезидентам?

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года.

Особенности налогообложения нерезидентов РФ.

Налоговое резидентство физических лиц — термин, обозначающий статус субъекта экономических отношений, то есть принадлежность лица к системе налогообложения конкретного государства.

Происхождение термина берет начало с латинского языка — «residens», что означает «сидит» или «остается на месте».

В иммиграционном законодательстве понятие резидентства используется для идентификации наличия разрешения (вида) на проживание в стране лиц, имеющих постоянное место жительства и регистрации, а также иностранцев и людей с неопределенным гражданством, подчиняющихся законам государства.

Нередки случаи, когда федерациям и республикам выгодно устанавливать такие критерии, чтобы как можно больше лиц признавались резидентами, а значит выплачивали процент на все свои доходы.

Некоторые либеральные критерии приводят к отсутствию полных обязательств ни в одной из стран, в которых лица проживают и ведут активную деятельность. Поэтому, важно знать — что такое налоговое резидентство.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В налоговом праве резидент — это человек или компания, стоящие на учете в государственном органе выбранной страны и делающие необходимые отчисления, согласно принятым нормам закона.

То есть можно иметь разрешение на проживание в одном государстве, но являться резидентом другого, при этом выплачивая налоги в казну выбранного места, где это наиболее выгодно.

И наоборот — являясь налоговым подданным, можно не иметь вид на жительство, то есть не являться гражданином в миграционном понимании.

Объектами, с которых снимают средства, являются:

  • стипендии;
  • зарплаты;
  • пенсионные обеспечения;
  • прибыль от компании.

Согласно со статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ принимаются резиденты РФ и физические лица нерезиденты РФ. Т.о., все права и обязанности, которые предусматриваются Налоговым Кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков, работают и для нерезидентов, учитывая особенности, оговоренные в главе 23 Налогового Кодекса Российской Федерации и межгосударственными соглашениями РФ.

При чем, обложение налогом происходит с учетом межправительственного соглашения по устранению двойного налогообложения, которое существует между РФ и государством, в котором физлицо является резидентом.

Правила возврата излишне уплаченного налога оговорены в статье 232 Налогового Кодекса Российской Федерации. Для этого физическому лицу нужно приложить такие документы:

  • доказательство, что человек является резидентом страны, с которой у РФ есть соглашение об устранении двойного налогообложения;
  • справку о начисленном доходе, по которому налогоплательщик хочет освободиться от уплаты налога;
  • подтверждение уплаты налога с этой суммы в стране резидента.

Документы должны быть поданы в течение года после завершения налогового периода, за который плательщик хочет получить возврат излишне уплаченного налога.

Как определить, рассчитать своё налоговое резидентство ?

Согласно НК РФ, компании-резиденты докладывают о всех имеющихся доходах в органы налогового обложения и выплачивают с них определенный процент, а нерезиденты платят налоги только на ту прибыль, которая была получена с активов, находящихся на территории России. При этом процентные ставки выплат значительно отличаются.

Юридическими лицами-нерезидентами считаются компании, которые находятся за границей или были открыты в иностранном государстве, ведут основную деятельность и управление по его законам, но имеют проекты и филиалы предприятий, находящиеся на территории РФ.

В таблице приведена разница процентных ставок налогов компании резидента и нерезидента РФ, согласно действующему законодательству (статья 224, п.3 НК РФ)

Статус юридического лица Ставка, % Дивиденды, %
Компания-налоговый резидент РФ 20 9
Компания-нерезидент РФ 30 15

При наличии соглашения об отсутствии двойного налогообложения России и другой страны компании-нерезидента, процесс определения системы налогообложения проходит пошагово.

В случае подтверждения запроса о фактическом праве на обложение процентом прибыли иностранным государством, удержание дохода проводится в соответствии с положениями составленного и предъявленного соглашения.

В обратном случае (при отсутствии такого соглашения) дальнейшая тактика сбора средств в пользу страну зависит от идентификации бенефициара (фактического получателя прибыли). Если он является резидентом государства, которая подписала соглашения с РФ, то проценты удерживаются согласно договоренности.

Если бенефициар — резидент России, то пошлины у источника не изымается, при этом ФНС уведомляется о причине не удержания.

Если бенефициар не установлен, то налогообложение осуществляется в соответствии с нормами НК, а именно: статьи 284 п.3 (30% — ставка нерезидента на прибыль, 15% — на дивиденды, 20% — на проценты, роялти).

При выборе страны для выплат необходимо учитывать и планировать наиболее выгодные варианты, наличие льгот (фиксированного паушального налога, возможности передвижения по некоторым странам Европы) и то, насколько подходят основные требования государства для стабильного роста и процветания делопроизводства предпринимателя.

к меню ↑

Физическое лицо может являться налоговым резидентом, если у него есть в России постоянное жилье. Наличие такого жилья подтверждается документом о праве собственности или постоянной регистрацией по месту жительства в России. Такой вывод, по мнению чиновников, следует из положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения.

Распределение налоговых прав договаривающихся государств (России и страны, в которой трудится работник) в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей упомянутых выше международных договоров. Они аналогичны нормам статьи 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением правительства РФ от 24.02.10 № 84.

Кроме того, Налоговый кодекс не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять инспекции о факте утраты статуса налогового резидента РФ, а также о подтверждении статуса нерезидента России.

При определении налогового статуса физлица гражданство и место прописки значения не имеют

Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@, тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше.

Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

к меню ↑

к меню ↑

Специфичность самой концепции КИК состоит в том, что, несмотря на то, что  непосредственно налогоплательщик (налоговый резидент РФ) прибыль от своей КИК фактически не получал (в его личный доход она не поступала), для целей налогообложения сумма такой прибыли всё равно подлежит включению в его налоговую базу – в силу самого факта контроля над иностранной компанией.

Разумеется, налогообложение прибыли КИК включает множество деталей, таких как:

  • критерии «контролирующего лица» (статья 25.13 НК РФ);
  • порядок определения суммы прибыли КИК и ее учёта при налогообложении (статьи 25.15, 309.1 НК РФ); 
  • соотношение финансового периода КИК, сроков признания дохода в виде прибыли КИК и их декларирования (статьи 25.14, 25.15 НК РФ);
  • пороговая сумма прибыли КИК, при превышении которой она подлежит учёту у контролирующего лица, – в настоящее время она составляет 10 миллионов рублей (пункт 7 статьи 25.15 НК РФ);
  • основания освобождения прибыли КИК от налогообложения – действующей редакцией НК РФ предусмотрено 9 вариантов освобождения (статья 25.13-1 НК РФ). К ним, в частности, относятся преимущественно «активный» характер доходов компании, сопоставимость иностранного налога в стране инкорпорации и др.

Поэтому,

  • при наличии контроля налогового резидента РФ над иностранной компанией в силу участия в ней или иным образом (важно иметь в виду, что «контролирующим лицом» может быть не только акционер),
  • при наличии у КИК прибыли и превышении еюустановленного законом порога и
  • при отсутствии оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения,

прибыль КИК декларируется контролирующим лицом в порядке и в сроки, установленные законом для представления налоговых деклараций по НДФЛ или налогу на прибыль организаций, и сумма налога уплачивается в сроки и по ставкам, предусмотренные для указанных видов налогов (для физических лиц – 13%, для организаций – 20%). В формах налоговых деклараций для сумм прибыли КИК предусмотрено отдельное поле.

Если впоследствии КИК распределит прибыль в пользу своего контролирующего лица, доход в виде такой прибыли будет освобождаться от НДФЛ (пункт 66 статьи 217 НК РФ) либо от налога на прибыль (пункт 53 статьи 251 НК РФ), поскольку его налогообложение уже состоялось – в рамках режима КИК.

Напротив, если бы КИК сразу (по результатам своего финансового года) полностью распределила свою прибыль в пользу контролирующего лица, налога к уплате в рамках режима КИК не возникло бы. Однако, у получателя возникла бы налоговая обязанность уже непосредственно в рамках своего личного (или корпоративного) дохода.

Кроме того, сумма прибыли КИК может быть уменьшена на суммы уплаченного ею иностранного налога (в стране своего налогового резидентства) или российского налога (например, удержанного у источника выплаты в РФ налоговым агентом).

Таким образом, для контролирующих лиц (налоговых резидентов РФ) прибыль КИК подлежит налогообложению в России в любом случае. Если она не была распределена, налогообложение осуществляется по правилам КИК по стандартным ставкам НДФЛ или налога на прибыль. Если же прибыль распределялась, налогообложение доходов физического лица (или прибыли организации) осуществляется по ставкам, применимым к дивидендам.

Все обязанности, связанные с декларированием прибыли КИК, исполняет ее контролирующее лицо. От самой иностранной компании какого-либо взаимодействия с налоговыми органами РФ не требуется.

Напомним, какие иностранные компании могут быть признаны налоговыми резидентами РФ.

Согласно пункту 1 статьи 246.2 НК РФ, наряду с российскими организациями, налоговыми резидентами РФ признаются также иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация.

Иностранная компания признается управляемой из России (пункт 2 статьи 246.2 НК РФ), если:

  • ее исполнительный орган (напр., директор, совет директоров, правление) регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой компании из Российской Федерации; и/или
  • ее главные должностные лица (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять ею и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной компанией в РФ.

Для признания иностранной компании налоговым резидентом РФ достаточно соблюдения одного (любого) из вышеуказанных условий. 

Если же данные условия одновременно выполняются не только в отношении России, но и какого-либо иностранного государства (чему есть документальное подтверждение), применяются дополнительные критерии (пункт 5 статьи 246.2 НК РФ):

  • ведётся ли в РФ бухгалтерский или управленческий учет организации?
  • ведётся ли в РФ делопроизводство организации?
  • осуществляется ли в РФ оперативное управление персоналом организации?

Выполнение хотя бы одного из названных условий приведет к признанию РФ местом управления иностранной компанией.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Кроме того, пункт 3 статьи 246.2 НК РФ устанавливает перечень отдельных функций, осуществление которых само по себе не приводит к признанию РФ местом управления (напр., осуществление российским взаимозависимым лицом функций по планированию и контролю за деятельностью иностранной компании). 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector