Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 938-90-13 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 467-82-01 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 162, бесплатно)

Конституционное право на получение бесплатного высшего образования в Российской Федерации

Ограничения конституционного права на получение бесплатного высшего образования

Для полного представления о бесплатном высшем образовании в России, прежде всего, следует рассмотреть историю его формирования, становления и законодательного закрепления. Особый интерес для настоящего исследования представляют реформы Петра I, затронувшие в той или иной степени все сферы русского общества и оказавшие большое влияние на развитие русской правовой культуры. Как справедливо отмечает В.А.Томсинов, в первой-четверти XVIII века началась новая эпоха в ее истории .

Началом развития высшего образования в России можно считать начало XVIII в., когда Указом императора Петра I в 1724 г. была открыта Санкт-Петербургская Академия наук с университетом и гимназией. 22 января 1724 года вопрос об учреждении Академии наук обсуждался в присутствии Петра I на заседании Сената.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

28 января 1724 года был издан Именной указ, объявленный из Сената, «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта и Аренсбурга». Он гласил: «Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги.

А генваря 22 дня, его императорское величество, будучи в Зимнем доме и слушав о сочинении той Академии проэкта, на котором собственною Своею рукою подписать изволил, тако: на содержание оных определить доходы, которые збираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга, таможенных и лицентных, 24912 рублев.

И по тому Его Императорского Величества указу Правительствующий Сенат приказали, оные доходы собирая, содержать в рентереи, из которых отпускать в тое Академию по указам из Сената. А кроме того, на какие расходы не употреблять. И о том в Камор-Коллегию и в Штатс-Контору указы посланы»2. Содержание Академии наук и университета осуществлялось за счет налогов с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга.

Для преподавания были приглашены профессора из Европы. В качестве учебного заведения Петербургская Академия наук начала действовать с 24 января 1726 года. Студентам было установлено жалование: 72 р. в год российскому студенту, 200 р. -иностранному . Студенты жили на частных квартирах, в последствии был арендован дом у Строгановых, который и стал первым общежитием.

Однако необходимо отметить некоторые проблемы, существовавшие в Академическом университете: малое количество студентов, несмотря на то, что доступ в университет был открыт всем сословиям кроме крепостных, низкий уровень подготовки будущих студентов из-за отсутствия полноценной системы среднего образования, отсутствие устава университета.

Предлагаем ознакомиться:  Что вам должен работодатель при увольнении

В первом академическом Регламенте, утвержденном в 1747 г., ряд статей был посвящен Академическому университету, а именно: введена категория казеннокоштных студентов6, которые находились на полном содержании государства, жили в общежитиях под надзором инспекции, а после окончания университета были обязаны прослужить не менее 6 лет по министерству народного просвещения, (медики – на военной службе)7.

сего ради надлежит выбрать из училищ Российских, где Президент за лучше усмотрит, тридцать учеников способных и знающих уже Латинский язык, и оных определить при Академии, дав им жалование и квартиру такую, чтоб они все могли быть в одном доме. А чтоб впредь сие число студентов могло всегда наполняться, то учредить Гимназию, при которой двадцать человек молодых людей содержать на коште Академическом, и годных производить в студенты, а негодных отдавать в академию Художеств;

Профессорам и учителям от учеников ничего не требовать» . Этот период можно считать началом бесплатного высшего образования в России.

Число юношей, которые хотели обучаться в Академии наук, было невелико с самого начала ее деятельности и значительно уменьшилось после переезда в январе 1728 года двора молодого императора Петра II в Москву. С переездом императора большая часть знатных семей выехала из Санкт-Петербурга, что значительно уменьшило число учеников академической гимназии.

Кроме того, необходимо отметить, что нередко задерживалась выплата жалования академикам. Перестали выдаваться и денежные суммы, необходимые для материального обеспечения научной деятельности Академии, содержания ее библиотеки и Кунсткамеры и на хозяйственные нужды. С января и до ноября 1728 года из казны на содержание Академии денежные средства вообще не выделялись .

Гарантии прав человека и гражданина – это условия и средства, обеспечивающие возможность пользоваться правами, установленными конституцией и другими законами э. По мнению Д.С.Велиевой, под гарантиями следует понимать совокупность условий, средств и способов, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту субъективных прав и свобод136.

В юридической литературе существуют различные подходы к определению и классификации гарантий прав личности. Так А. С. Морд овец выделяет следующие виды гарантий: общие, юридические, организационные. В свою очередь, эти виды гарантий имеют свое содержание и формы выражения (материальные, политические, духовные), по основанию правового положения личности гарантии классифицируются на общие, специальные и индивидуальные и др. Ь7. Ю.Л.

Ряд авторов различают общие и специальные (юридические) гарантии. К общим гарантиям относят социально-экономические, политические и идеологические (духовные) гарантии, к специальным – правовые (юридические) . Под юридическими гарантиями понимаются закрепленные в законодательстве средства, специальные меры, которые призваны обеспечить правомерную реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Предлагаем ознакомиться:  Как получить разрешение на охотничье оружие

Юридические гарантии разделяются на гарантии реализации прав и гарантии защиты прав . По мнению Д.С.Велиевой, юридические гарантии – это закрепленные в Конституции РФ и конкретизированные в отраслевом законодательстве способы и средства, обеспечивающие претворение в жизнь прав и свобод личности, а также охрану и защиту в случае их нарушения

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В системе государственных гарантий конституционного права на высшее образование И.Ф. Никитина рассматривает как экономические гарантии: наличие специальной инфраструктуры, финансирование образовательной сферы, материальная поддержка особой категории граждан в процессе получения образования; как юридические – наличие нормативных актов образовательной сферы, образовательные правоотношения, а так же возможность судебной защиты и в особый вид гарантий выделяются гарантии качества получаемого образования

Исходя из разработанной теории конституционных гарантий прав личности, а так же с учетом системы гарантий конституционного права на высшее образование, по нашему мнению, конституционное право на бесплатное высшее образование может быть обеспечено следующими видами государственных гарантий: политическими, организационными, материальными и правовыми.

В особую группу следует выделить специальные гарантии, способствующие охране и защите определенной категории граждан (инвалиды, военнослужащие, дети-сироты и др.) Содержание названных выше гарантий устанавливается, исходя из направлений государственной стратегии, определяемой главой государства. Такая система гарантий конституционного права на бесплатное высшее образование установлена с учетом их фактического положения в обществе и в соответствии с целями государственной политики Российской Федерации на современном этапе143.

Под политическими гарантиями следует понимать действия со стороны государства и его органов по разработке и принятию стратегии образовательной политики. Так, принятая в 2000 году Национальная доктрина образования в Российской Федерации является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько раз в день имеет право звонить банк должнику 2019

Необходимо отметить, что в соответствии с данным документом образование является сферой ответственности и интересов государства. Среди основных задач государства в сфере образования, на наш взгляд, следует выделить государственное обеспечение реализации конституционного права и равные стартовые возможности для различных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного высшего образования высокого качества .

Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года143 обеспечивает решение следующих приоритетных задач: формирование федеральных и национальных исследовательских университетов, обновление механизмов финансирования образовательных учреждений, в том числе обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих образовательные услуги в сфере высшего образования, создание образовательной безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования, предоставление адресных стипендий, обеспечивающих возможность нуждающимся студентам самостоятельно прожить в регионе обучения и др.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является приведение содержания и структуры высшего образования в соответствие с потребностями рынка труда . В своих выступлениях Президент РФ так же неоднократно указывал на необходимость эффективных связей между работодателями, предприятиями и высшими учебными заведениями, на рациональное расходование государственных средств при подготовке специалистов, которое должно вестись с учетом реальных потребностей в условиях модернизации экономики и переориентации профессионально-технического образования на нужды перспективных производств .

Конституционное право на общее образование в Российской ФедерацииРыбакова Вероника Владимировна

Тема диссертационного исследования “Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование”Грачева Татьяна Владимировна

Право граждан Российской Федерации на образование: конституционно-правовое исследованиеДавтян, Гурген Артурович

Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации в условиях глобализацииЧугунова, Екатерина Сергеевна

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению конституционного права на образованиеБогданов Антон Владимирович

Конституционное право на высшее образование в Российской ФедерацииСерегина Светлана Леонидовна

Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской ФедерацииСтульникова Ольга Васильевна

Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправленияТеплякова Ольга Андреевна

Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской ФедерацииМатюшева, Татьяна Николаевна

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector