Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Административное право — Студопедия

Понятие административного права

Административное
право
— отрасль
российской правовой системы,
представляющая собой совокупность
правовых норм, предназначенных
для регулирования общественных отношений,
возникающих
в процессе осуществления
государственно-управленческой
деятельности.

Как
самостоятельная отрасль российского
права административное
право имеет свой предмет.

Предмет
административного
права регулирует общественные
отношения, возникающие, изменяющиеся
и прекращающиеся
в рамках реализации исполнительной
власти государства.

Субъектами
таких отношений выступают представители
органов
исполнительной власти,
с одной стороны, а с другой — они же или
граждане, государственные
(негосударственные) предприятия,
учреждения, организации,
общественные объединения, профсоюзы и
другие субъекты права.

Административное право — Студопедия

Предмет
отрасли административного права включает
в себя изучение
сущности исполнительной власти,
осуществляющей государственное
управление, видов административно-правовых
норм,
источников и системы этой отрасли права,
отношений, регулируемых
нормами административного права, их
взаимосвязей
и развития, правового статуса субъектов
и объектов государственного
управления, правовых форм и методов
управления,
вопросов административной ответственности
и способов обеспечения законности в
сфере исполнительной власти, проблем
отраслевого, межотраслевого и
территориального управления.

Предмет
административного права позволяет
определить сферу
правового регулирования данной отрасли
права. Метод
же
административного права устанавливает
приемы и способы воздействия
административно-правовых норм на
общественные отношения, возникающие в
процессе управленческой деятельности
государства, с целью их регулирования.

Административное
право использует для регулирования
административных
отношений различные приемы и способы.
И в первую
очередь методы, свойственные для всех
(или многих) отраслей
права. Сравнивая с методологией общей
теории права, можно
сказать, что все это применимо к методу
административного
права. Любая отрасль права, в том числе
и административное,
использует три основных метода:

  1. предписание
    возложение
    прямой юридической обязанности
    совершать те или иные действия в рамках,
    предусмот­ренных
    правовой нормой;

  2. запрет
    возложение
    прямой юридической обязанности не
    совершать
    те или иные действия;

  3. дозволение

    юридическое разрешение совершать те
    или иные
    действия в условиях, предусмотренных
    правовой нормой,
    или воздержаться от их совершения по
    своему усмотрению.

Особенности
административно-правового регулирования
вытекают
из особенностей предмета административного
права и сущности государственно-управленческой
деятельности.

Предлагаем ознакомиться:  Какая управляющая компания обслуживает мой дом

Наиболее
характерно для метода административного
права
использование предписания, т.е. прямых
средств распорядительного свойства.
Свое выражение они находят в том, что
одной
стороне административных отношений
предоставлен
определенный объем юридически властных
полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое
регулирование предполагает односторонность
волеизъявлений одного из участников
административных
отношений (властеотношений).

Все
методы правового регулирования принято
делить на императивные и диспозитивные.
Административное право использует и
те и другие, отдавая предпочтение первым.

На сегодняшний день функции и принципы административного права широко известны, а их существование не нужно доказывать. Однако несколько лет тому назад вопрос существования «аппаратного» права вызывал массу споров. Тем не менее административное право действительно существует. Если обратиться к теоретикам этой отрасли, то они дают трактовку понятия.

Административное право — Студопедия

Если говорить простым языком, то административное право – это регулятор исполнительной власти и деятельности лиц, которые её фактически реализуют. В свою очередь, функции и принципы административного права полностью основаны на предмете отраслевого регулирования.

Наука административного права

Представленная в статье отрасль фактически бы не существовала, если бы не теоретическая работа учёных в этой сфере. Любая правовая отрасль дополняется наукой. Административное право не является исключение в данном вопросе. Отраслевая наука является системой идей и принципов, представлений о законах и источниках правовой отрасли.

При помощи науки осуществляются реформирование, дополнение и улучшение административного права. Эта составляющая часть отрасли также имеет свою структуру, одним из важнейших элементов которой является история отрасли. Принципы административного права также появились именно из науки, но об этом пойдёт речь далее в статье.

История отрасли

Как уже было отмечено ранее, административное право как отдельная отрасль существовало не всегда. В дореволюционной России эта институция жила в таких сферах, как медицинское, таможенное, образовательное право. Однако истинным прародителемсчитается полицейское право России, потому что данная отрасль ближе всего относится к аппаратному управлению.

Проблема состояла в том, что полицейское право обеспечивало правопорядок и народное благосостояние. Но с учётом развития управленческих отношений в СССР после 1917 года появилась потребность в универсальном регуляторе. Таковым впоследствии стало административное право. Следует отметить, что полицейская отрасль не исчезла бесследно. Большое количество методов и задач перешло в административное право.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько платит ИП налогов в год 2019

Многие учёные выдвигают теории о том, что некоторые задачи и принципы административного права взяты из других отраслей. Этот негативный фактор свидетельствует о том, что фактически административное право не имеет предмета. Подобное утверждение является ошибочным. Административное право действительно схоже с некоторыми иными отраслями, например, с конституционным правом.

Однако конституционная отрасль закрепляет на высшем уровне принципы деятельности высших органов государственной власти. В то же время административным правом разрабатывается механизм их непосредственной деятельности. Таким образом, нельзя отрицать существование отдельного предмета административного права.

Правоотношения, регулируемые административным правом

принципы административного права

Учитывая специфику представленной в статье отрасли, правоотношения, регулируемые ею, также будут иметь свои характерные особенности. Как правило, это отношения в сфере внутреннего и внешнего управления. При этом процедура их регулирования может осуществляться как внутри ведомств, так и по отношению к обычным гражданам, если они каким-либо образом участвуют в управленческих отношениях.

Весь массив правоотношений, регулируемых административным правом, можно классифицировать по нескольким основным критериям, а именно:

  1. По своему характеру: материальные и процессуальные.
  2. По соотношению прав субъектов правоотношений: подчинительные и равноправные.
  3. В зависимости от характера юридических фактов: правомерные и неправомерные.

Перечень принципов

Существует множество ключевых идей управленческой отрасли, однако все же можно выделить основные принципы административного права. К ним относятся следующие:

  1. Принцип равенства всех субъектов перед законом. Он наиболее ярко проявляется в процессе привлечения к административной ответственности. Его ключевая идея в том, что вне зависимости от расы, вероисповедания, пола или других особенностей абсолютно каждый будет привлечён за малейшие нарушения законодательства.
  2. Принцип презумпции невиновности обуславливает тот факт, что никого нельзя привлечь к административной или любой иной юридической ответственности, если вина фактически не доказана. При этом лицо, которое привлекают, не должно доказывать свою невиновность.
  3. Принцип гарантии защиты прав и свобод человека в процессе осуществления исполнительной власти.
  4. Принцип обеспечения законности во время применения мер административного принуждения. Этот ключевой аспект является основополагающим, так как нормами административного права предусмотрены случаи, когда права человека ограничиваются в связи с определёнными фактами. В данном случае любого рода ограничения должны быть соизмеримы с интересами, которые необходимо реализовать в сложившейся ситуации.
    принципы и источники административного права
  5. Принцип законности подразумевает исполнение и подчинение законам и иным нормативным актам в процессе осуществления управленческой деятельности.
  6. Принцип гласности свидетельствует о том, что аппарат управления не утаивает от общественности способы и формы своей деятельности.
  7. Принцип ответственности подразумевает наступление негативных последствий за нарушение законодательства.

Представленная система принципов административного праваможет дополняться в процессе эволюции общественных отношений в сфере аппаратного управления государством.

Функции административного права

Итак, мы выяснили, что принципами административного права являются ключевые идеи данной отрасли. Однако административное право имеет также собственные функции. Именно на основе их анализа можно охарактеризовать принципы государственного управления. Административное право осуществляет ряд следующих функций, а именно:

  • Правоисполнительная функция (административное право является юридической формой осуществления исполнительной власти).
  • Правотворческая.
  • Функция организационная.
  • Правоохранительная.
  • Координационная.
Предлагаем ознакомиться:  Предоставление отпуска авансом за следующий рабочий год

Благодаря представленным функциям предмет административного права реализуется в полной мере. Следует отметить, что каждая из них отвечает конкретной задаче, которая стоит перед административным правом. Например, координация производится для профилактики в сфере общего управления. Она, как правило, осуществляется исполнительными органами по отношению к обычным гражданам. При этом суть координационной функции также доказывает непосредственное взаимодействие всех субъектов административных правоотношений.

Следует отметить, что абсолютно все указанные функции осуществляются на основе представленных выше принципов. По сути, без ключевых идей административное право не работало бы. Наибольшее значение имеют принципы, которые закреплены в основном нормативном акте Российской Федерации – Конституции.

Заключение

Таким образом, мы попытались раскрыть суть такой отрасли, как административное право. Понятие, принципы, функции этой системы правовых норм также были представлены в статье. В заключение нужно отметить, что данная отрасль является относительно молодой по сравнению с иными системами правовых норм. Поэтому она требует не только теоретического осмысления в научной среде, но и значительного количества доработок, ведь предмет административного права действительно является важной частью человеческой и государственной жизнедеятельности.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector