Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 938-90-13 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 467-82-01 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 162, бесплатно)

Ответственность руководителя организации

Административная ответственность должностного лица после увольнения

Согласно действующим правилам, административная ответственность может устанавливаться не только в отношении организаций и различных компаний, но и в отношении должностных лиц, при наличии соответствующих оснований. В большинстве случаев, данными основаниями являются факты нарушений различных действующих норм в сфере трудовых отношений.

Например, назначение определенного наказания нередко становится результатом неверного ведения важной документации, осуществление необоснованного увольнения, либо проявление дискриминации и отказ в трудоустройстве при отсутствии существенных на то причин.

Согласно установленным нормам, должностное лицо представляет собой сотрудника, который был наделен определенными руководящими функциями и соответствующими полномочиями. Как правило, в компетенцию данных лиц входит разрешения самых разнообразных вопросов, непосредственно связанных с деятельностью конкретной организации, либо предприятия.

Уголовные нормы действующего законодательства разъясняют понятие «должностного лица» несколько иначе. Как правило, к ним относят руководителей различных государственных учреждений, а также военных командиров.

Соответственно, уголовная ответственность может быть установлена в отношении вышеуказанных лиц в том случае, если их неправомерными действиями были нарушены положения УК РФ.

Но как показывает практика, в большинстве случаев к должностным лицам применяются все-таки меры административного воздействия.

Резюмируя все разъяснения по поводу того, кто именно может быть отнесен к категории должностных лиц, можно сделать следующие выводы:

  • начальники государственных организаций, а также местных муниципальных учреждений;
  • главы силовых ведомств;
  • руководители различных коммерческих организаций;
  • руководители внутренних структурных подразделений, функционирующих на предприятиях, например, начальники отделов, цехов и т.д.;
  • физические лица, официально зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Основные меры ответственности, которые могут быть применены в отношении должностных лиц в различных случаях, закреплены в действующих положениях Кодекса об административных правонарушениях. Именно он содержит в себе описание большинства видов нарушений, за которые следует применение определенных норм. В большинстве случаев данные нарушения будут связаны со следующими аспектами:

  • незаконные посягательства на права сотрудников, которыми они были наделены положениями действующего законодательства, включая Конституцию РФ;
  • различные нарушения в отношении государственной либо частной собственности;
  • нарушения в сфере экологии, неправомерные действия, результатом которых стало загрязнение окружающей среды и т.д.;
  • несоблюдение правил в отношении осуществления сельскохозяйственной деятельности, игнорирование важнейших предписаний в сфере порядка землепользования;
  • серьезные нарушения основ и порядка ведения предпринимательской деятельности, игнорирование обязанностей по обязательному ведению текущей документации и своевременной сдаче необходимой отчетности;
  • осуществление неправомерных операций, связанных с ценными бумагами, а также налоговые преступления. 

Отдельным пунктом можно выделить и нарушения, связанные с выполнением правил установленного таможенного режима. Сюда также можно отнести нарушения в действующем порядке управления организациями, который указан в 19 и 27 статьях КоАП.

Наказанию и наложению определенных мер ответственности также будут подлежать и иные случаи, при которых происходило явное нарушение прав работников, а также несоблюдение иных действующих норм, закрепленных в соответствующих государственных документах.

Следует также отметить, что виновное должностное лицо может быть наказано в отдельном порядке, а может и вместе с наложением наказания на всю организацию.

Второй вариант нередко применяется в тех случаях, когда, например, на организацию выписывают отдельный денежный штраф, а должностных лиц еще и отстраняют от исполнения своих профессиональных обязанностей на определенный временной период.

Начальным этапом в процедуре установления наказания будет фиксирование самого факта нарушения. Сделать это может только уполномоченное лицо, либо государственный орган, например, налоговая инспекция и т.д. Фиксирование нарушения обязательно должно осуществляться в письменной форме.

Только после надлежащим образом зафиксированного факта нарушения начинается непосредственное расследование инцидента и изучение всех сопутствующих обстоятельств дела. На данном этапе уполномоченное лицо собирает воедино все известные факты, проводит их анализ, делает соответствующие выводы о вине, либо невиновности подозреваемого лица.

После этого все имеющиеся документальные сведения, полученные в ходе расследования, формируются и направляются в уполномоченную организацию, которая решит вопрос о назначении соответствующего наказания.

Помимо данных организаций, некоторые административные дела входят в компетенцию определенных должностных лиц либо организаций, в частности:

  • специально созданных комиссий, которые официально были наделены всеми необходимыми полномочиями касаемо изучения представленных сведений и последующего принятия решения;
  • поселковых советов, которые также были наделены полномочиями исполнительного органа;
  • официальных представителей МВД;
  • представителей различных инстанций, которых коснулось нарушение, допущенное виновным лицом. Такими инстанциями могут являться санитарные службы, пожарные учреждения и т.д.

В большинстве случаев процедура изучения представленных сведений и доказательств требует обязательного присутствия виновного лица.

Допускается присутствие и его официального представителя, но только при условии наличия у него необходимой доверенности.

Помимо этого, участвовать в рассмотрении дела могут приглашенные свидетели, независимые эксперты, представители потерпевшего лица, медицинские работники и т.д.

Во время непосредственного рассмотрения дела по существу уполномоченное лицо проводит тщательный анализ всех обстоятельств, принимая во внимание даже самые незначительные дополнительные факты.

Именно на основании сделанных выводов и принимается окончательное решение по каждому делу. Нередко на данном этапе возможно снятие всех обвинений и закрытие дела.

В ином случае, когда лицо все-таки было признано виновным, ему зачитывается выбранное наказание.

Отдельно следует сказать об установленных сроках в отношении выбора и назначения наказания:

  1. Вся процедура его назначения должна быть осуществлена в течение двух месяцев с момента непосредственного совершения самого правонарушения. В противном случае назначение наказания будет считаться неправомерным.
  2. Для отдельной категории правонарушений отсчет может начинаться не с момента совершения самого наказания, а с момента его непосредственного обнаружения и фиксирования уполномоченным лицом.

В большинстве случаев, наказание для должностных лиц выражается в виде наложения денежного штрафа в определенном размере. Помимо него может быть также применена и такая мера, как дисквалификация.

Точный размер денежного штрафа будет зависеть от тяжести правонарушения, а также от иных дополнительных обстоятельств дела. Как правило, его размер может колебаться в пределах от 5 до 50 тыс. рублей.

В некоторых случаях примененные санкции предусматривают и обязательную конфискацию предмета правонарушения. Например, при обнаружении несоответствия продаваемого товара гигиеническим требованиям, вся партия может быть изъята у продавца и т.д.

Еще одной достаточно распространенной санкцией является приостановление деятельности организации либо отстранение от должности лица.

Делается это на определенный временной период, точный срок которого также будет зависеть от характера совершенного правонарушения, а также от его тяжести. Как показывает практика, этот период редко превышает 90 календарных дней. Увеличение срока возможно лишь в особых обстоятельствах.

Решение о количестве дней приостановления деятельности либо отстранения от должности принимается уполномоченным органом – судом, прокуратурой и т.д. 

Предлагаем ознакомиться:  Уменьшение алиментов на ребенка

Эта статья была вам полезна?

На момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо уволилось. Можно ли привлечь к административной ответственности данное должностное лицо. Если санкция статьи КоАП РФ предусматривает привлечение только должностного и юр.лица.

шаркел не согласен с вами вкорне не буду упоминтать про состав административного правонарушения долго и нудно, а также про место и время его совершения, так к примеру ген дир не вовремя отправил бух отчетность сразу увольняется из конторы и он ничего государству не должен.

Можно ли сделать так, чтобы к административной ответственности был привлечен директор (должностное лицо), а не организация (юридическое лицо). Вопрос животрепещущий, потому что штрафы для должностного лица (директора) и юридического лица (организации) отличаются минимум в 10 раз.

В небольших организациях бухгалтер отвечает за все отношения с государством: ведет бухгалтерский и налоговый учет, сдает отчетность, формирует платежки по налогам и отправляет их в банк, рассчитывает страховые взносы. Кроме того, бухгалтер выполняет обязанности кадровика, получает лицензии, следит за состоянием расчетов с контрагентами… Вероятность допустить ошибку при таких обширных обязанностях весьма велика.

Поэтому нарушения за прошлые периоды требуют восстановления кадрового учета. Наиболее часто ответственность возникает по статье 5.27 КоАП РФ » Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права « . которая предусматривает наложение следующих размеров штрафов за соответствующие правонарушения: 1.

  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
  • на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не указанных в п. 1 и 2 и не предусмотренных

Материальная ответственность: основания, характеристика

Юридическая регистрация ООО или организации иной формы собственности влечет для руководителя достаточно широкий круг обязанностей. Директор несет полную материальную ответственность перед обществом. Это означает, что он обязан возместить обществу не только прямой действительный ущерб, причиненный обществу его виновными действиями (бездействием), но и упущенную выгоду.

   Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества, а также необходимость для органзиции произвести затраты на приобретение (восстановление) имущества либо на возмещение ущерба, причиненного третьим лицам.

   С иском о возмещении убытков, причиненных обществу его руководителем, в суд вправе обратиться участник ООО, новый директор.

Согласно закону «Об ООО», разработанному с целью регламентации деятельности общества с ограниченной ответственностью, генеральный директор является единоличным исполнительным органом компании, соответственно, имеет право действовать от ее лица и в ее интересах.

В соответствии с нормами гражданского законодательства руководитель ООО, действия которого стали причиной финансовых потерь на предприятии, обязан возместить причиненные ним убытки.

Основными условиями привлечения гендиректора к финансовой ответственности являются:

  1. наличие вины;

Вина выступает неотъемлемым структурным компонентом состава правонарушения. Доказательством ее наличия, как правило, является тот факт, что действия директора, выполняемые во время реализации должностных обязанностей, были неразумными и недобросовестными, при этом  последний отчетливо понимал, что подобное ведение дела сопряжено с определенными рисками и может привести к материальным потерям.

  1. наличие связи между действиями руководителя и наступившими неблагоприятными последствиями в виде убытков.

Чтобы привлечь руководителя ООО к ответственности, необходимо доказать, что в результате именно его решений компания понесла ущерб. В качестве средств доказывания, как правило, используют документы, имеющие отношение к делу (отчетная документация, договоры, контракты и прочее).

При рассмотрении вопросов, касающихся привлечения к материальной ответственности генерального директора, следует учитывать тот факт, что предпринимательская деятельность сама по себе сопряжена с рисками, поэтому финансовые потери не всегда являются последствием неразумного управления. Детализации данного аспекта посвящены некоторые пункты пленарного постановления «О некоторых вопросах возмещения убытков».

Более  того, если в результате разбирательства будет доказано, что причиной ущерба стали неразумные действия не только руководителя общества, но и его учредителей, либо иных представителей административного звена, в отношении данных лиц применяется солидарная ответственность.

Руководитель как субъект административной ответственности

Кроме отсутствия в тексте закона указанных определений, отметим также неточность формулировки п. 2.4 КоАП РФ, в соответствии с которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ответственность руководителя организации

Может создаться впечатление, что все административные правонарушения совершаются путем чистого или смешанного бездействия, что нельзя признать верным применительно к нарушениям, совершаемым руководителем организации и в большинстве случаев являющимся следствием злоупотреблений полномочиями или их превышением.

https://www.youtube.com/watch?v=OD5yzN_k2yg

Понятно, что руководитель организации, являясь органом юридического лица, может быть субъектом широкого спектра административных правонарушений. Кроме административной ответственности за нарушение трудового законодательства КоАП РФ предусматривает ответственность руководителя организации за нарушение законодательства в области налогов и сборов, финансов, рынка ценных бумаг, предпринимательской деятельности, охраны окружающей природной среды, промышленности, строительства, энергетики, сельского хозяйства, связи, информации и т.п.

Практически каждая глава Особенной части КоАП РФ содержит составы правонарушений, субъектами которых могут быть должностные лица или организации. Кроме КоАП РФ административная ответственность может устанавливаться и иными нормативными актами (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). К примеру, налоговое законодательство РФ также предусматривает ответственность организаций и их должностных лиц, причем привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством России (п. 4 ст. 108 НК РФ).

С точки зрения выявления особенностей, проблем и пределов трудовой функции руководителя наибольший интерес представляют такие правонарушения, как ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП РФ) и заключение руководителем сделок или совершение иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст. 14.22). Также существует новый важный для руководителя вид административного взыскания – дисквалификация.

Некоторые российские юристы отмечают сложный правовой характер административных правонарушений, посягающих на трудовые права граждан. Они указывают на то, что эти правонарушения являются одновременно и дисциплинарными, и административными, и предлагают использовать понятие административно-дисциплинарного правонарушения.

Схожесть, по их мнению, заключается в том, что объектом посягательств этих правонарушений, равно как дисциплинарных проступков, являются установленный порядок внутри организации, трудовые права работников. Отличаются эти правонарушения тем, что ответственность за их совершение предусмотрена КоАП РФ и возлагается органом, которому правонарушитель не подчиняется в служебном порядке.

Предлагаем ознакомиться:  Ответственность за непостановку на налоговый учёт

Здесь, однако, не приводится одно ключевое отличие. Нарушение трудового законодательства должностным лицом обладает высокой степенью общественной опасности, что оправдывает необходимость установления публично-правовой ответственности. Кроме этого, следует иметь в виду слабую эффективность института дисциплинарной ответственности для регулирования труда руководителя.

Установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами, в том числе и Трудовым кодексом РФ, относится к ведению Российской Федерации. Поэтому в Кодексе РФ об административных правонарушениях имеется ряд статей (ст. 5.27 – 5.34, 5.40, 5.42, 5.44), посвященных правонарушениям, затрагивающим трудовые права граждан, закрепленные не только в положениях ТК РФ, но и во многих других нормативных актах {amp}lt;*{amp}gt;.

Ответственность руководителя организации

Нормы, регламентирующие ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства, структурно КоАП РФ не выделяются, а “сосуществуют” в гл. 5 Кодекса с другими статьями, подчиненными идее охраны прав и свобод граждан. Причем в указанной главе преобладает тематика выборов. Соседство норм, предусматривающих ответственность за нарушение трудовых прав граждан, с положениями, посвященными подготовке и проведению выборов, собраний и митингов, вероисповеданию и религиозным организациям, говорит о неоднородности состава гл. 5 КоАП РФ.

Несмотря на единую цель всех статей гл. 5 КоАП РФ, было бы логично все же расположить нормы, регулирующие ответственность за нарушение трудового законодательства, в отдельной главе или выделить их структурно иным образом. Выделение в структуре Кодекса норм института административной ответственности за нарушение трудового законодательства подчеркнуло бы важность этого института.

Судебная практика

Основанием для назначения руководителю наказания является выполнение им действий, которые можно охарактеризовать, как недобросовестные и неразумные.

Как показывает судебная практика, при трактовании данных терминов нередко возникают дополнительные вопросы, поэтому суды предпочитают ориентироваться на цели организации и на то, соответствовали ли произведенные операции  поставленным задачам. Другими словами, судье для решения вопроса необходимо установить, требовалось ли выполнение данных действий для реализации первоначальных целей компании или же существовали другие более безопасные пути их достижения.

В вопросах оценки правомерности кадровой политики гендиректора суды берут за основу обычаи деловой практики, масштабы предприятия и прочие факторы, имеющие значение для рассмотрения дела.

Как пример можно привести случай, когда с генерального директора в принудительном порядке были истребованы средства, выплаченные организацией в качестве выходного пособия неправомерно уволенным работникам.

В другом случае суд постановил взыскать с руководителя сумму ущерба, причиненного ООО его сотрудниками. Подобное решение судья обосновал тем, что директор недостаточно контролировал работников предприятия, что стало причиной неблагоприятных последствий.

Что касается пределов применяемой ответственности, то в соответствии с пленумом ВС РФ они устанавливаются согласно предписаниям тех же нормативно-правовых актов, которые послужили основанием для назначения наказания. В данном случае актуальны статьи ТК РФ, в частности ст. 277, ГК РФ, а также ФЗ № 14.

Ответственность руководителя организации

Обратите внимание! Основанием для привлечения гендиректора к ответственности может послужить как неразумное действие, так и бездействие. Процедура истребования средств, необходимых для покрытия ущерба, осуществляется в соответствии с нормами процессуальных актов правотворчества. Споры подобного рода принадлежат к категории корпоративных, соответственно, их рассмотрение относится к компетенции арбитражных судов.

К разряду неразумных действий судами неоднократно было отнесено самовольное увеличение руководителем своего собственного оклада. Действия подобного рода преимущественно квалифицируются как нанесение убытков организации, обязанность по возмещении которых ложится на виновное лицо. В данном случае таковым выступает непосредственно руководитель.

Привлечение директора к ответственности актуально и в рамках дел о банкротстве. К примеру, за направление в суд необоснованного заявления о банкротстве. 

Виды нарушений трудового законодательства

нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ).

В соответствии с положениями этой статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ).

Это правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. К примеру, несоблюдение руководителем установленного срока вступления в переговоры по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения квалифицируется как уклонение от участия в соответствующих переговорах.

Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений помимо ТК РФ закреплены в Законе РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 “О коллективных договорах и соглашениях”. Это правонарушение может быть выражено в неправомерных действиях или бездействии руководителя, создающих различные препятствия ведению переговоров о заключении коллективного договора, соглашения, а также нарушающих установленный срок их заключения;

непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ).

Согласно Закону РФ “О коллективных договорах и соглашениях” сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения. Право работников на получение информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, предусмотрено ст.

21, 22 и 51 ТК РФ. Сроки получения и состав информации, необходимой для ведения переговоров, закреплены в ст. 37, 53 ТК РФ. Однако что касается сроков предоставления информации, необходимой для контроля за соблюдением договора, соглашения, то здесь ТК РФ оставляет неопределенность. Статья 51 ТК РФ не устанавливает сроки предоставления информации, необходимой для контроля за выполнением коллективного договора, соглашения. Представляется возможным его исчисление по аналогии со сроками, установленными ст. 37 ТК РФ;

необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ).

В Трудовом кодексе РФ этот вид ответственности предусмотрен ст. 54. Под необоснованным отказом от заключения коллективного договора, соглашения понимается отказ по причинам, не указанным в Законе о коллективных договорах и соглашениях. Если руководитель получил письменное уведомление о начале переговоров по разработке коллективного договора, соглашения, неправомерный отказ от участия в переговорах может повлечь за собой административную ответственность;

нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ).

Этот вид ответственности предусмотрен ст. 55 ТК РФ. Руководитель может быть привлечен к ответственности, если в ходе контроля со стороны работников или органов по труду за выполнением коллективного договора, соглашения будут выявлены нарушения или невыполнение работодателем условий коллективного договора, соглашения;

уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ).

Ответственность генерального директора ООО

Данная статья КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение норм трудового законодательства, предусмотренных ст. 399 – 401 ТК РФ. Руководитель обязан принять к рассмотрению направленные работниками требования. Статья 416 ТК РФ предусматривает установление административной ответственности за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры;

Предлагаем ознакомиться:  Ответственность поручителя при невыплате кредита заемщиком

невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП РФ).

Данная статья предусматривает ответственность руководителя за невыполнение соглашения, достигнутого в ходе коллективных переговоров или коллективного трудового спора. Требования к этому соглашению установлены ст. 408 ТК РФ;

увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ).

Статья регламентирует ответственность за нарушение ст. 415 ТК РФ, запрещающей локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Субъектом этого правонарушения может быть лишь должностное лицо, наделенное правом приема и увольнения.

Таким лицом является руководитель. Работодатель может быть субъектом этого правонарушения только в том случае, если он является физическим лицом. Однако субъектом ответственности в обоих случаях, кроме руководителя, может быть и организация, т.к. статья не приводит перечень возможных субъектов ответственности;

принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40 КоАП РФ).

Ответственность по указанной статье наступает в случае нарушения прав работников на добровольное участие в забастовке, предусмотренных ст. 409 ТК РФ. Статья предусматривает возможность фигурирования в качестве субъектов этих правонарушений как руководителя, так и других членов управленческого персонала организации, а также граждан, не являющихся работниками или менеджерами организации;

нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ).

Законодательством РФ установлены дополнительные гарантии занятости инвалидов, в том числе путем квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Статья 16 ТК РФ в качестве одного из оснований возникновения трудовых отношений устанавливает заключение трудового договора в результате направления на работу инвалидов уполномоченными законом органами в счет установленной квоты.

сокрытие страхового случая (ст. 5.44 КоАП РФ).

Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение ст. 228 ТК РФ. В указанной статье Трудового кодекса приведена подробная регламентация обязанностей руководителя при несчастном случае на производстве. В соответствии с положениями этой статьи руководитель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного случая, придерживаясь порядка, закрепленного в ст. 229 – 231 ТК РФ.

/”Право и экономика”, 2005, N 7/

Кроме составов административных правонарушений в области трудового права, определенных ст. 5.27 – 5.34, 5.40, 5.42, 5.44 КоАП РФ (см.: Право и экономика. 2005. N 6. С. 47), важными с точки зрения выявления особенностей ответственности руководителя являются ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП РФ) и превышение руководителем пределов полномочий (ст. 14.22 КоАП РФ).

Ответственность руководителя организации

На практике может возникнуть путаница при квалификации правонарушений руководителя, связанная с нечетким пониманием различий составов, предусмотренных ст. 14.21 и 14.22 КоАП РФ. Различия заключаются в объективной стороне этих правонарушений. Ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21) предполагает совершение руководителем управленческих действий вопреки законным интересам организации или ее кредитора, причем эти действия могут не выходить за пределы полномочий руководителя, но обязателен факт наличия вредных последствий.

Действия, предусмотренные ст. 14.22, хотя и выходят за пределы полномочий руководителя, не всегда связаны с причинением ущерба организации или ее кредиторам. Для определения факта выхода руководителя за пределы полномочий трудовой договор с руководителем, а также другие акты должны содержать перечень этих полномочий, а также четкое определение его трудовой функции.

При этом к действиям, выходящим за рамки полномочий, будут относиться действия, которые лицо вообще не вправе совершать либо которые оно должно совершать с соблюдением установленных законом условий и порядка, оснований и форм совершения этих действий. В качестве примера сделок, выходящих за пределы полномочий, можно привести сделки, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя.

Подобные правонарушения, как правило, характеризуются виной в форме прямого или косвенного умысла. Руководитель, заключая сделки или иные действия, выходящие за пределы его полномочий, осознает их противоправный характер, но желает их совершения, преследуя в качестве цели, как правило, извлечение личной прибыли.

Административный контроль здесь опять-таки малоэффективен. Надежные гарантии против злоупотребления полномочиями содержатся в ГК РФ. Так, согласно ст. 183 ГК РФ лицо само становится стороной сделки, которую оно совершило за пределами своих полномочий, т.е. несет все права и обязанности. В этом случае организация не становится стороной сделки, если только прямо ее не одобрит, и не несет убытков.

Административная ответственность должностного лица после увольнения

Кроме указанных сложностей в различии составов таких правонарушений, как ненадлежащее управление юридическим лицом и совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий, существуют также неопределенности, касающиеся отличия этих правонарушений от других составов, предусмотренных КоАП РФ и охватываемых понятиями “некачественное управление” или “превышение полномочий”.

Диспозиции ст. 14.21 и 14.22 КоАП РФ не содержат критерии, по которым можно было бы отличать ненадлежащее управление или превышение полномочий от других многочисленных правонарушений, предусмотренных КоАП и являющихся также фактом ненадлежащего управления юридическим лицом. В качестве примера можно привести незаконное получение кредита (ст. 14.

11 КОАП РФ), неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13), фиктивное и преднамеренное банкротство (ст. 14.12), нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14), нарушение законодательства об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ) и т.д. В этих условиях квалификация правонарушения по ст. 14.21 или ст. 14.22 КоАП РФ возможна только в тех случаях, когда отсутствуют специальные нормы.

Ответственность, предусмотренная УК РФ

Наиболее тяжкие нарушения законодательства влекут за собой назначение наказания, предусмотренного УК РФ. Правонарушения, совершение которых чревато уголовным наказанием, должны обладать всеми признаками преступления. Более того, для привлечения к данному виду юридической ответственности требуется наличие всех компонентов состава преступления. Особое внимание во время расследования уделяется субъективной стороне преступления, а именно наличию вины.

Как показывает судебная практика, чаще всего руководителей предприятий наказывают за совершение экономических преступлений, а именно:

  • получение кредита незаконным способом. Имеется в виду использование подложных документов, нецелевое использование кредитных средств, указание неправдивой информации с целью получения ссуды;
  • содействие преднамеренному банкротству;
  • нарушения налогового законодательства, в частности уклонение от налогообложения. При этом не имеет значение, выполнял ли эти действия руководитель самостоятельно или же это делало другое лицо под его давлением. Во втором случае наказание грозит как гендиректору, так и непосредственному исполнителю;
  • уклонение от выполнения обязанностей налогового агента.

Если генеральный директор ООО уклоняется от уплаты налогов в нескольких организациях, руководителем которых он является, наказание назначается с учетом правил совокупности преступлений.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector